Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Межрелигиозный диалог с точки зрения васатыйи

Проблема межрелигиозного диалога актуальна во все времена.

Print
Сейран Арифов

 Проблема межрелигиозного диалога актуальна во все времена. Мы должны понимать, что такой диалог жизненно необходим.

Сегодня, прежде, чем перейти к результативному диалогу, необходимо преодолеть множество стереотипов как среди мусульман, так и среди христиан (или других сторон диалога). Мы должны прийти к осознанию важности добрососедства и пониманию опасности фанатизма, ненависти и вражды по религиозному или этническому признаку.

Вместе с этим нельзя забывать, что препятствием плодотворного диалога, как правило, являются действия третьей стороны, которая  отвергает и Ислам, и христианство, и любую иную веру. Этой стороной может быть кто угодно, но цели ее всегда низменны и алчны, а средствами являются ложь, провокации, стравливание, манипуляции, идеология вражды и нетерпимости.

Говоря о межрелигиозных отношениях, можем выделить три сферы (это не означает, что других сфер нет):  

- религиозно-богословская дискуссия;
- сфера отношений между государствами (или между властью и гражданами);
- сфера  личностных, бытовых и житейских отношений.

Каждая из этих трех сфер взаимоотношений между Мухаммадом (мир ему и благословение) и христианами имела свои особенности. В первой сфере он выступал как Пророк, во второй — как правитель государства, в третьей — как обычный человек. Нормы шариата, в соответствии с этими тремя сферами, также делятся на три категории.

Например, в бытовой жизни мусульмане обязаны справедливо и  доброжелательно относится к «людям Писания», что подтверждается множеством аятов Корана и хадисами Пророка (мир ему и благословение), в которых говорится об отношении к людям вообще и к христианам и иудеям в частности, или, например,  о таких категориях, как родственники или соседи, даже если они иноверцы.

لَّا يَنْهَاكُمُ اللَّـهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ ۚ إِنَّ اللَّـهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ
إِنَّمَا يَنْهَاكُمُ اللَّـهُ عَنِ الَّذِينَ قَاتَلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَأَخْرَجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ وَظَاهَرُوا عَلَىٰ إِخْرَاجِكُمْ أَن تَوَلَّوْهُمْ ۚ
 وَمَن يَتَوَلَّهُمْ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из‑за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками»
(Коран, 60:8‒9).

Милосердие, великодушие, щедрость, справедливость, взаимопомощь и сострадание — это некоторые из принципов, коими мусульмане должны руководствоваться в таких взаимоотношениях.

Что касается богословских дискуссий, то Коран велит мусульманам вести спор с мудростью, соблюдая этику и аргументируя свои заявления сильными доводами:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ ۖ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом...» (Коран, 16:125).

Если же спор выходит за рамки уважительного обмена мнениями и доказательствами, тогда Всевышний приказывает прекратить его и оставить оппонента с миром. Диалог в этой сфере, в конечном итоге, должен привести одну из сторон к принятию мнения второй стороны, либо обе стороны останутся на своем.

И компромиссная позиция, которая удовлетворяла бы обе стороны, здесь маловероятна.

Третья сфера регулируется принципами шариатской политики, норм мира и войны, интересов уммы, государств, общин, отношений власти и народа и так далее.

Мы разделяем эти три сферы, но это не означает, что они не пересекаются. Так, встречи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) с христианами Наджрана являются одним из примеров того, как мусульмане должны строить свои отношения с иноверцами в различных сферах взаимоотношений.

Также необходимо отметить, что  следует разделять эти сферы, в противном случае последствия будут разрушительными для всех: доброе отношение к соседу не должно обуславливаться тем, примет ли он мою точку зрения в религиозной дискуссии; справедливость в отношениях власти (мусульманской или христианской) и граждан, исповедующих иную веру, не может приноситься в жертву ради временных материальных и политических интересов государства.

Так, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), будучи правителем Медины, говорил:

«Кто навредит зимми (иноверцу, находящемуся под покровительством мусульманского государства), тому я враг, а кто ему враг (зимми), тот станет врагом в день Воскресения».

Отправляя же группу мусульман в христианскую Эфиопию, Посланник (мир ему и благословение) сказал:

«Отправляйтесь в эту страну, потому что там правит негус (христианский государь), и он проявляет справедливость ко всем».

Немаловажным фактором успешных взаимоотношений является и то, кто выступает сторонами в таком  диалоге. В одном случае это может быть обычный человек, представляющий то или иное вероисповедание.  В ином случае  участниками должны быть ученые и богословы, обладающие глубокими знаниями и культурой. Например, имам Газали говорил, что не следует вступать в спор с представителем иной веры, если ты знаешь об этой вере меньше, чем самый большой их ученый.

В некоторых случаях сторонами могут выступать представители власти, общин, политики, дипломаты, известные общественные деятели и так далее.

Об авторе
COM_CONTACT_IMAGE_DETAILS

Магистр шариатских наук. Имам мечети, шейх. Автор статей и монографий на различную исламскую и богословскую тематику. Родился в 1979 году в Новороссийске. Обучался в Симферопольском медресе, и потом - в Ливанском университете Дженан.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх