Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Мусульмане и иноверцы: нормы исламского права

Print

  Саид Исмагилов

 
Религия ислам предписывает быть добродетельными и справедливыми

Одно из основных прав человека, задекларированных в Исламе, — это право на свободу вероисповедания. В Священном Коране сказано:

«Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256)

Это означает запрет на насильственное принуждение как к принятию Ислама, так и к принятию любой другой религии.

Сотворив человека свободным, Всевышний возводит эту свободу в такую высокую степень, что предоставляет, в том числе, и свободу вероисповедания. Однако будучи вольным в этой жизни, в соответствии с эсхатологией религии Ислам, человек будет отвечать за свой выбор перед Богом в Судный День. 

Ислам предписывает мусульманам быть добродетельными и справедливыми по отношению к последователям других религий и культов, уважать их права, традиции и культуру, так как сам Господь предоставил людям свободу религиозного исповедания.

Шариат устанавливает правило, в соответствии с которым мусульмане обязаны исповедовать свою веру и не препятствовать исповедовать веру последователям других конфессий. 

 
О духовной близости с последователями монотеистических религий

Особенно в Священном Коране подчеркивается духовная близость и определенная общность с последователями монотеистических религий, так называемыми «людьми Писания» – христианами и иудеями.

«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: Поистине, мы христиане» (Коран, 5:82).

В Священном Коране также сказано:

«Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для брака женщины целомудренные из тех, кому до вас было даровано Писание» (Коран, 5:5).

Данный аят Корана переводит духовную близость монотеистических религий Божественного Откровения в практическую плоскость настолько, что устанавливает равенство трех религий в пищевом аспекте и даже позволяет смешанные брачные союзы. 

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) принимал делегации христиан и иудеев, подписывал с ними политические договора, вел богословскую полемику и даже в трудные времена отправлял мусульман в эмиграцию под защиту христианского правителя Эфиопии. Все эти поступки сформировали правовую базу Ислама, регламентирующую отношение к иноверцам. 

На основании этого были сформулированы правила отношения к зимми. Зимми – это граждане мусульманского государства, не являющиеся последователями Ислама, т.е. иноверцы. 

С первого века истории Ислама и по сей день мусульманские богословы едины в том, что зимми пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и мусульмане, обладая при этом полной свободой вероисповедания, правом сохранять свою культуру, язык, национальную идентичность, культовые строения и религиозную практику. Вплоть до того, что христианам и иудеям не запрещалось изготавливать и употреблять вино не в публичных местах, несмотря на то, что для мусульман это категорически запрещено.

Для последователей иных религий были учреждены особые правила: в случае правонарушений их судили по правилам их религиозной традиции. Такой демократизм и широкие права позволили иноверцам сохранить свою религию, свои общины и культовые сооружения на протяжении всех 14 веков истории Ислама во всех мусульманских странах от Марокко до Индонезии.

 
Права иноверцев отстаивал еще Пророк Мухаммад

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) особо подчеркнул права зимми, предупреждая тех, кто их нарушает, о неминуемом наказании. Он сказал:

«Кто навредит зимми, тот навредит мне, а навредивший мне вредит Аллаху. Кто нарушает договор, ущемляет права, возлагает на других больше, чем они могут выполнить, или берет у других что-либо без их согласия, для тех я буду врагом в Судный День».

Халифы мусульманских государств стояли на страже прав и неприкосновенности своих подданных, в том числе и немусульман, а исламские ученые формулировали эти права в конкретные нормы Шариата.

Так богослов маликитского мазхаба Шахаб ад-Дин Аль-Карафи писал:

«Соглашение по зимми накладывает на нас определенные обязанности. Они являются нашими соседями, живущими под нашим (мусульманским) покровительством и защитой, а также под покровительством Всевышнего Аллаха, Его посланника и религии Ислам. Нарушающий эти обязательства по отношению хотя бы к одному из этих людей, произносящий хотя бы одно обидное слово, распространяющий ложь, порочащую его репутацию, наносящий ему оскорбление или же способствующий этому, посягает на покровительство Аллаха, Его посланника и религию Ислам».

А известный богослов Ибн Хазм о правах зимми сказал следующее:

«Если враг пришел, чтобы захватить наших сограждан-немусульман, то мы обязаны защитить их с оружием в руках и, если потребуется, отдать за них свои жизни, дабы защитить тех, кто находится под покровительством Аллаха и Его посланника. Выдача же зимми без боя есть предательство и нарушение договора».

Современный богослов Юсуф Аль-Карадави пишет:

«Религия Ислам уважает человека только за то, что он человек. Права всем людям даны Богом. Разве может Ислам позволить причинять иноверцу зло или любой самый малейший вред в то время, как всем мусульманам велено быть милосердными к животным и ко всему сущему? Исламский закон к каждому проявляет свое уважение и предоставляет свое, особое, место». 

Что касается мусульман в светских, христианских или любых других видах немусульманских государств, то они должны быть верными и достойными гражданами своей страны, сохраняя при этом свою религиозную принадлежность и исламскую идентичность. Мусульмане должны занимать активную позицию в обществе, соблюдать законы, платить налоги и служить в армии.


Источник: «УНИАН-Религии»

Об авторе
COM_CONTACT_IMAGE_DETAILS

Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма», президент ВОО «Украинский центр исламоведческих исследований», ученый-исламовед, общественный деятель

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх