Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

«Идеальный символ вечного арабского присутствия» на Сицилии

Print

  Александр Степанченко

В 2013 году в городе Палермо (Сицилия, Италия) во время ремонта старинного дома, расположенного на улице Via Porta di Castro, хозяева обнаружили под слоем старой краски фрески в виде узоров и надписей на арабском языке. После того как краску сняли, выяснилось, что надписями покрыты стены только одной комнаты.

Владельцы дома обратились к ученым за консультацией. Следует сказать, что находки подобного рода ранее не встречались на Сицилии. По мнению историка Витторио Сгарби, на рубеже XVIII-XIX веков дом принадлежал богатому арабскому купцу. Он-то и сделал в одной из комнат мечеть. В комнате есть балкон, который обращен к Мекке.

По словам Сгарби, эта комната является «идеальным символом вечного арабского присутствия» на Сицилии. Говоря о «вечном присутствии», итальянский ученый очевидно имел в виду 250-летнее арабское владычество над островом, которое закончилось в конце XI века.

Шериф эль-Себайе (Sherif el Sebaie), преподающий курс арабского языка и искусство Ислама в Туринском политехническом институте, сомневается в том, что комната выполняла религиозные функции. Направление на Мекку должен определять михраб или ниша, но никак не балкон. Он считает, что комната в XIX столетии была просто декорирована в модном в то время арабском стиле.

В настоящее время ученые продолжают изучать комнату в Палермо. Но и без этой комнаты в городе сохранилось немало мест, которые связаны с исламским прошлым острова. Характерно, что неподалеку от дома на Via Porta di Castro находится древний Норманнский дворец, который до завоевания Сицилии норманнами был резиденцией мусульманских правителей.

Впервые арабы появились на Сицилии в 652 году в правление праведного халифа Усмана. Это была разведывательная экспедиция флота молодого Арабского халифата. Мусульмане недолго пробыли на острове. Новый поход они совершили в 669 году. В тот год арабский флот из 200 кораблей захватил важнейший город-порт Сиракузы. Но для завоевания всей Сицилии сил у них было явно недостаточно.

В течение VIII века войска халифата неоднократно предпринимали попытки завоевать остров, но все они заканчивались безрезультатно. Лишь в 827 году арабы смогли закрепиться на Сицилии, избрав тактику постепенного захвата одного города за другим. Палермо был взят мусульманами в 831 году.

На завоеванном острове арабы провели земельную реформу, сделав ставку на развитие небольших хозяйств, по типу фермерских. Была создана система ирригации, позволившая орошать поля и тем самым повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Экономика Сицилии развивалась также и благодаря средиземноморской торговле.

В Х веке Палермо был крупнейшим городом Италии, в котором жило не менее 300 тысяч человек. Помимо Сицилии мусульмане овладели и рядом других областей Южной Италии. Опорными пунктами мусульман на материке были города Бари и Таранто.

Во второй половине ІХ века арабские армии всерьез угрожали Риму и Венеции. И лишь ценой колоссальных усилий христианам удалось ликвидировать опасность полного завоевания Италии мусульманами.

Последний крупный успех был достигнут арабами в 982 году, когда в Калабрии ими было разгромлено войско императора Священной Римской империи Оттона II.

Эпоха завоеваний и побед сменяется эпохой внутренних распрей и распада мусульманских государств. К середине ХI века небольшая Сицилия разделилась на три враждующих между собой эмирата. В этот период эмиры совершенно утратили чувство реальности, нередко приглашая в качестве союзников христианских феодалов Италии.

В 1060 году в Сицилию вторгся норманнский герцог Роберт Гвискар. В его отряде было всего 700 воинов. Христиане, жившие на Сицилии, радостно приветствовали Гвискара, мусульмане же не оказали серьезного сопротивления. Герцог легко занял большую часть острова, включая Палермо. Независимым оставался лишь эмират Каср-Ианни, но и он пал в 1087 году, после того как эмир Ибн-Хамуд перешел на службу к норманнам и принял христианство.

Следует отметить, что норманныв первый период своего правления довольно лояльно относились к мусульманам, разрешая им соблюдать свои религиозные обычаи. В городах рядом с церквями соседствовали мечети. Более того, в архитектуре Сицилии возник своеобразный арабо-норманнский стиль. Многие церкви и соборы, построенные в XI-XIII веках, скорее напоминают мечети.

Сицилийская церковь, построенная в арабо-норманнском стиле

Одним из наиболее известных сооружений является уже упоминавшийся выше Норманнский дворец – резиденция сицилийских королей. Он построен на месте арабского замка, известного как Дворец эмиров. Замок был перестроен королем Роджером II. К работе привлекались арабские мастера, что хорошо видно по сохранившимся элементам арабо-норманнского стиля, представленного в виде ложных арок западного фасада.

Герцог Роджер принимает капитуляцию

В период правления сицилийского короля Фридриха II Гогенштауфена (1215-1250) произошло восстание мусульман, недовольных религиозными притеснениями. После подавления восстания все мусульмане были высланы в город Лучеру, своеобразную резервацию, которая просуществовала вплоть до ее физической ликвидации в 1300 году.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх