Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Исламская архитектура и искусство

Print

Мечеть – моментально узнаваемое и исключительно исламское сооружение. Существуют мечети, сохранившиеся еще со времен Пророка (мир ему и благословение). Учитывая долгую историю мечетей и широкую географию ислама, не удивительно, что в разных частях света развился свой стиль строительства.

Существуют разные классификации мечетей. Типология, предложенная искусствоведом Робертом Хилленбрандом (Robert Hillenbrand), проста. Он считает, что мечети могут быть выполнены в трех стилях: арабском, иранском и турецком (османском).

 
Арабская мечеть

К этому типу относят гипостильные или многоколонные мечети (от греческого hypostylos – «поддерживаемый колоннами»). Отличительная черта такой мечети – обширный внутренний двор, молитвенный зал с низким плоским или наклонным сводом, который опоясывает галерея с обычно расположенными колоннами. Этот тип мечети распространен в западной части исламского мира. Примером может служить мечеть Карауин в Тунисе.

 
Иранская мечеть

Чаще всего иранская мечеть имеет двор с четырьмя айванами (сводчатыми помещениями, обнесенными с трех сторон стенами и открытой четвертой стороной). Одной из характерных особенностей иранской мечети является щедрое использование цвета и замысловатого геометрического или растительного орнамента, который может покрывать стены и купола. Иранский стиль распространен в некоторых восточных частях исламского мира, ярким примером является Джума-мечеть в Исфахане.

 
Турецкая, или османская, мечеть

Классическая мечеть такого типа имеет большой купол и поддерживающие контрфорсы. В таком храме нет колоннады, характерной для арабской мечети. Потолки достаточно высокие, возможно наличие нескольких малых куполов и полукуполов. Внешний вид – массивный и внушительный, использование цвета в интерьере довольно ограничено. Османский стиль был распространен в Анатолии и других уголках Османской империи. Примером может служить мечеть Михримах-Султан в Стамбуле.

 
Исламский орнамент

Специфическая особенность исламской архитектуры заключается в том, что поверхности – стены, полы, купола снаружи и изнутри – как правило, украшены орнаментом. Схожие мотивы часто используются и в других видах искусства, например, при изготовлении керамики и текстиля.

Исламский орнамент не изображает человека. Точный ответ на вопрос «почему?» дадут ученые, а мы перечислим три основные группы орнаментов, характерных для исламского искусства:

  • - геометрические формы;
  • - растительные/животные мотивы;
  • - стилизованное арабское письмо.

Для украшения зданий снаружи и внутри часто используются изразцы. Самые знаменитые мечети, являющиеся примерами такого декора, − это Голубая мечеть в Стамбуле, мечеть Шаха в Исфахане. Они украшены тысячами декоративных плиток. Изразцы известны с давних времен, на протяжении всей истории для их изготовления использовались самые разные материалы, техники, цвета и стили.  

Первые изразцы изготавливали из глины, из которой делали и предметы повседневного обихода, например, блюда и кувшины. Со временем появилось «каменное тесто» − смесь из кварцевой муки, фритты (обожженного до спекания стеклянного состава) и белой глины. Как правило, изразцы раскрашены и покрыты глазурью. Она выполняет несколько функций: запечатывает поверхность и создает цвет.

В исламском мире были популярны несколько техник изготовления изразцов, например, «майолика».

 
Исламские сады

Исламские сады создаются так, чтобы организовать посетителям прохладное место для отдыха и созерцания природы и служить напоминанием о рае. Коран неоднократно упоминает сад, а также называет некоторые виды растений, полезных для здоровья и самочувствия.

«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (Коран, 9:72).

Представления об устройстве исламского сада сложились под влиянием персидской культуры. Многие идеи с некоторыми изменениями были позаимствованы после арабского завоевания в VII веке.

Традиционно персидские сады окружали стенами и планировали так, чтобы они напоминали о рае. Обычно в центре находился бассейн или фонтан, в который поступала вода из четырех каналов, символизирующих четыре реки в райском саду. Растительность, как правило, минимальна и ограничена засухоустойчивыми и так или иначе полезными человеку растениями: тенистыми, питательными и лекарственными (например, финиковая пальма, олива, лимон).


Источник: Oman Observer

 

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх