Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Стоматология в исламской медицине: Мухаммад аль-Аккирмани и его «Рисала фи хукм ас-сивак»

Большинство старейших мусульманских трактатов, в которых упоминается сивак, по-прежнему остаются в форме рукописей

Print

  Михаил Якубович

Стоматология в исламской истории

В корпусе исламских текстов по медицине встречаются произведения, в которых прослеживается связь медицины с религиозным правом (фикх).

В фундаментальных исламских текстах — Коране и сунне — упоминаются различные методы лечения и профилактики заболеваний. В том числе сивак (мисвак) — палочка для чистки зубов, обычно изготавливаемая из древесины дерева арак, или сальвадора персидская (латинское название Salvadora persica). В одном хадисе из собрания аль-Бухари сказано:

«Сивак — это очищение рта и угождение Господу».

Как правило, сиваком пользовались перед общим намазом сразу после омовения. Сегодня сивак можно приобрести без особого труда, он популярен у мусульман как на Востоке, так и на Западе.

Рисунок сальвадоры персидской

В «золотой век» исламской медицинской науки было написано немало текстов о правилах гигиены полости рта, сиваке, его пользе и достоинствах его применения. Одним из старейших текстов по этому вопросу являются сочинения Юханны ибн Масавайха (ум. 854 г.) и Хунайна ибн Исхака (ум. 873 г.). Современные исследователи подтверждают, что экстракт из сальвадоры персидской действительно благоприятно действует на ткани полости рта и может с успехом использоваться в соответствующих гигиенических процедурах.

Большинство старейших мусульманских трактатов, в которых упоминается сивак, по-прежнему остаются в форме рукописей. Но с течением времени интерес ученых к этому вопросу не уменьшился, и они продолжали посвящать ему свои труды. Мы проанализируем более позднюю рукопись, сохранившуюся в единственном рукописном экземпляре и принадлежащую перу великого османского ученого-энциклопедиста Мухаммада бин Мустафы аль-Аккирмани (ум. 1760 г.).

 
Биография

О жизни этого ученого известно немного, но после него осталось более 40 работ, некоторые из них даже опубликованы — в основном, посвященные исламской теологии и логике.

Он родился в городе Аккирман (Аккерман) — ныне Белгород-Днестровский в Одесской области, Украина. В период с 1484 года по 1812 год эта территория с многонациональным населением (здесь проживали украинцы, румыны, татары, ногайцы, армяне, евреи и другие национальности) находилась под властью Османской империи. Мухаммад бин Мустафа аль-Аккирмани родился около 1700 года, начал свою деятельность на родине, затем уехал в Стамбул. Точно неизвестно, где он учился, но с 1737 года он занимал должность судьи, сначала в Измире, затем в Каире и, наконец, в Мекке, где и умер в 1760 году в должности ханафитского судьи Священного города.

Слева: первая страница рукописи аль-Аккирмани об использовании сивака, XVIII в. Справа: Рисунок из османской книги XVIII в. о стоматологии

Большая часть работ Мухаммада аль-Аккирмани — это толкования и комментарии к сочинениям ученых прошлого (хавваши и шурух, что было типичным жанром того времени), однако он является автором и нескольких самостоятельных трудов, например, сочинения о бесконечности божественного знания («Аль-’Икд аль-Лаали фи байан ’ан ’альмуху Та’аля гайра мутанахи») и обширного библиографического труда «Определения наук и описания авторов» («Та’арифат аль-Фунун ва Манакиб аль-Мусаннифин»).

 
Сочинение по стоматологии

Одна из работ аль-Аккирмани — небольшое исследование под названием «Рисала фи хукм ас-сивак». Один сохранившийся экземпляр хранится в Национальной библиотеке медицины в Вашингтоне, округ Колумбия, США. Текст на арабском занимает всего четыре листа размером 20,5 х 12,8 см (размер самого текста 14 х 5,7 см), по 19 строк на странице. На второй странице книги, в 5-й и 6-й строках указаны, соответственно, имя автора «Мухаммад аль-Аккирмани» и название («Рисала фи хукм ас-сив

ак»). К сожалению, экземпляр без даты и подписи, однако экспертиза бумаги, чернил и почерка позволяет датировать рукопись XVIII веком.

Слева: Торговец сиваком, Пакистан. Справа: Торговец сиваком, Эфиопия

Рукопись представляет собой брошюру в кожаном переплете, на полях присутствуют заметки, возможно, сделанные рукой того же анонимного переписчика. На первой странице текста нет, стоит только печать владельца и подпись «ас-Сайид Мухаммад ’Ата ’Алла», а также подпись другого владельца. Как указано в библиотечном каталоге, сочинение представляет собой «брошюру об использовании сивака и его социальной, физической и религиозной пользе, составленную Мухаммадом аль-Аккирмани и сохранившуюся в одном уникальном экземпляре».

Текст состоит из пяти частей. Первая посвящена хукм ас-сивак и содержит положения шариата касательно сивака. Из двух основных позиций — одна заключается в том, что использование сивака «предпочтительно», вторая — в том, что это сунна, т.е. очень желательно, ибо повторяет действия Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) — автор придерживается второй, ссылаясь на то, что ее поддерживал известный ханафитский ученый Юсуф аль-Кадури (ум. 1037 г.). Установив хукм, автор переходит к обсуждению того, что представляет собой сивак (аслю-ху).

«Желательно, чтобы сивак был сделан из такой горькой древесины, что устраняет дурной запах изо рта и от зубов и придает им благоухание, единственным исключением является гранат и сахарный тростник».

Автор не уточняет, почему запрещено пользоваться древесиной этих пород, однако авторитеты ханафитского мазхаба, например, Ибн Абидин (ум. 1784 г.), объясняли, что их древесина «вредна для полости рта». Лучше всего, как продолжает аль-Аккирмани, древесина дерева арак, потому что она упоминается в «медицине Пророка» (ат-тибб ан-наби)., Аль-Аккирмани пишет, что, как утверждал Абу Ханифа, «арак стимулирует аппетит, способствует красноречию и ясности ума». Действительно, Абу Ханифе приписывали подобные слова, но их источник не упоминается.

Популярная зубная паста с экстрактом сивака

В следующих двух главах Мухаммад аль-Аккирмани пишет о том, как пользоваться сиваком и при каких обстоятельствах, и, перечислив хадисы и высказывания таких ученых, как Камаль ад-Дин бин аль-Хаммам (ум. 1457 г.), приходит к мысли, что лучше пользоваться им в любое время, а не только перед намазом.

В следующей главе «Польза сивака» он останавливается на духовном и материальном аспектах, указывая, что, в частности, сивак отпугивает шайтанов и привлекает ангелов, укрепляет организм и улучшает зрение. Интересно, что Мухаммад аль-Аккирмани обсуждает влияние сивака на мозг, утверждая, что он помогает вспомнить о произнесении шахады перед смертью. То есть сивак стимулирует остроту ума в отличие от опиума, белены и гашиша, которые запрещены, потому что отвлекают от поминания Аллаха.

 
Заключительные примечания

Можно сказать, что Мухаммад аль-Аккирмани — один из исламских ученых постклассического периода интеллектуальной истории ислама (XIII-XVIII вв.), который изложил тему о сиваке в двух плоскостях: правовой и медицинской. Безусловно, он был не первым ученым, затронувшим этот вопрос, хукм использования сивака и его пользу обсуждали и до него, но его небольшой вклад имеет немалое значение.

С одной стороны, Мухаммада аль-Аккирмани можно назвать представителем османских сторонников возрождения сунны, так как он был приверженцем консервативно-пуританского движения «Кадизадели», с другой стороны, он стремился к более рационально-прагматической оценке исламской традиции, в данном случае, в области медицины.

Сальвадора персидская — дерево, из которого изготавливают сивак


Источник: Muslim Heritage

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх