Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Трудности определения времени фаджра

В разных широтах в разные времена года Солнце опускается за горизонт на разную глубину

Print

  Али Оверко

Один из столпов Ислама – это пост в месяц Рамадан. Кроме этого, существуют добровольные посты, являющиеся тем видом поклонения, который особенно вознаграждается Всевышним Аллахом. В хадисе аль-кудси, переданном от Абу Хурайры, говорится о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Аллах Всевышний сказал: “Любое дело сына Адама (совершается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него”» (Бухари, 877 (1904)).

Поститься мы должны начинать с момента наступления времени совершения молитвы фаджр и до наступления времени молитвы магриб. Наступление магриба определяется как время опускания солнечного диска за горизонт, его можно наблюдать визуально или использовать астрономические методы для определения времени начала молитвы.

Ситуация с наступлением предрассветной молитвы далеко не столь однозначна. С одной стороны, у нас есть прямое указание на наступление этого времени, а с другой – мы зачастую не можем воспользоваться им для определения времени начала фаджра. Аллах дает нам указание о наступлении времени поста в следующем аяте:

«...ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи...» (Коран, 2:187).

Хорошо известна история о том, как один из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Адий аль Хатим буквально воспринял эти слова [1]:

«...я положил под подушку две веревки – одну черную, а другую белую. Я смотрел на них и прекратил есть только тогда, когда смог различить белую веревку от черной. На утро я отправился к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему об этом. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Поистине, твоя подушка очень широка, если под ней поместились белая и черная нити. Поистине, речь идет об утренней заре и ночной мгле"» (аль-Бухари и Муслим).

Но как быть в том случае если человек не может непосредственно наблюдать горизонт? Например, если живет в городе с плотной высотной застройкой или же в городе со значительным «световым загрязнением», которое «засвечивает» ночное небо искусственными источниками освещения, свет которых рассеивается в нижних слоях атмосферы над городом.

Слева: Безоблачная ночь в национальном парке Глейшер (США). Справа: Облачная ночь в Берлине (Германия)

В этом случае на помощь приходят астрономические методы. Они позволяют нам определить с достаточно хорошей точностью времена наступления ночи и сумерек, необходимые нам для определения наступления времени начала поста.

Если понятия день и ночь мы различаем достаточно хорошо, то на вопрос, что же такое сумерки, правильно ответить может далеко не каждый. Можно использовать множество определений, но здесь мы будем использовать те, которые в одной из своих работ использует шейх Ахмад Кутти [2]:

«Рассвет – это время, означающее начало сумерек до восхода солнца. Рассвет можно узнать по наличии слабого солнечного света, когда само солнце еще не поднялось из-за горизонта… Рассвет легко определить, наблюдая за ниткой. Если цвет нитки определяется, она уже не кажется черной, а приобретает свой истинный цвет, значит, наступила заря. Такой же способ измерения яркости света можно использовать для определения момента заката».

Также он приводит и более технические описания рассвета и сумерек [3]:

«Астрономический рассвет – момент, после которого небо перестает быть полностью темным; формально является временем утра, когда солнце находится на 18 градусов ниже горизонта.

Навигационный рассвет – время, когда солнечного света достаточно для того, чтобы различать горизонт и некоторые объекты; формально, является временем утра, когда солнце находится на 12 градусов ниже горизонта.

Гражданский рассвет – время, когда солнечного света достаточно для различения объектов и может начинаться деятельность за пределами помещений; формально, это утреннее время, когда солнце находится на 6 градусов ниже горизонта».

Период времени между заходом (восходом) солнца и астрономическим рассветом называется сумерками. И именно сумерки являются временем совершения молитв аль-фаджр и аль-магриб. Почему же возникают сумерки, и откуда взялись числа 6, 12 и 18 градусов?

Сумерки возникают как результат рассеивания солнечного света в верхних слоях атмосферы и освещения им нижних слоев атмосферы. Чем ниже Солнце опускается под горизонт, тем темнее сумерки. Когда Солнце достигает 18 градусов ниже горизонта, яркость свечения сумерек почти равна нулю, и вечерние сумерки становятся настоящей ночью. Когда Солнце снова достигает 18° ниже горизонта, ночь становится утренними сумерками. Значения 6° и 12° выбраны в значительной степени произвольно для того, чтобы различать различные части сумерек друг от друга.

Если бы мы находились, например, на Луне, то там такого явления как сумерки мы бы не наблюдали. Как только Солнце опускалось бы за горизонт, то сразу начиналась бы ночь, и наоборот, как только солнечный диск показывался из-под горизонта, начинался бы день.

На верхнем рисунке фото гражданских сумерек, среднем – навигационных, нижнем – астрономических

На первый взгляд, кажется, что никаких затруднений нет, можно рассчитать время опускания (подъема) солнца на 18° ниже (выше) горизонта  и считать это временем начала молитв ‘иша и фаджр. Именно это значение используется организацией Muslim World League из Саудовской Аравии и University of Islamic Scienses, Karachi из Пакистана. Некоторые исламские организации, например, Umm al-Qura или Egyptian General Authority of Survey, используют для расчетов угол больше чем 18° для перестраховки.

Однако, здесь нас подстерегает еще одна трудность. Ввиду того что ось вращения Земли наклонена к плоскости вращения Земли вокруг Солнца, то в разных широтах в разные времена года Солнце опускается за горизонт на разную глубину. Минимальная глубина погружения нашего дневного светила вблизи дня летнего солнцестояния меньше чем 18°, а на полюсах в это время Солнце никогда не опускается за линию горизонта. Это возникает на широтах выше чем 48° 33' 43" (в условиях Украины это все населенные пункты, которые находятся севернее города Днепр), начиная с этой широты вблизи дня летнего солнцестояния вечерние сумерки переходят в ночные и ночь как таковая отсутствует. При увеличении широты временной диапазон сплошных сумерек расширяется и глубина погружения Солнца уменьшается, например, для Киева период, когда с астрономической точки зрения вечерние сумерки переходят в утренние и астрономическая ночь как таковая отсутствует, начинается 29 мая и заканчивается 14 июля. При достижении широты 54° 33' 43" оно не опускается ниже 12°, и жители не наблюдают даже астрономические сумерки, только навигационные и гражданские, после достижения нами широты 60° 33' 43" исчезают и навигационные сумерки, остаются гражданские, это явление получило название «полярного дня».

Что же делать в этом случае мусульманину? Ведь формально время ночной молитвы еще не наступило, как, равно, и утренней. Некоторые ученые предлагают рассчитывать время молитв по мекканскому расписанию, некоторые изменяют условия наступления молитв. Например, Исламское общество Северной Америки (Islamic Society of North America) предлагает использовать как границу середину астрономических сумерек (15°), а Союз исламских организаций Франции (Union des organisations islamiques de France) — начало навигационных сумерек (12°).

Какой же метод выбрать? Ведь в каждый из методов заложены как религиозные обоснования, так и астрономические. Любой. До тех пор, пока не доказана явная ошибочность какого-либо метода в целом или невозможность его применения в какой-либо местности, его можно использовать. Запретно лишь заводить фитну, обвиняя сторонников использования какого-либо метода определения начала молитв аль-фаджр или аль-иша в ошибочности их взглядов на эту проблему до тех пор, пока не будут получены убедительные доказательства, которые будут единогласно одобрены всеми учеными современности. Так как иджтихад одного алима не отменяет иджтихада другого, то пригодны все методы, потому что в основу каждого положен иджтихад ученого или группы мусульманских ученых, которые опираются на шариатские предписания, прежде всего, и на научные познания, во вторую очередь. А Всевышний Аллах знает лучше.


Использованные источники:

1. Эльмир Кулиев, Рауф Абаскулиев//Уроки Благословенного Месяца. Урок 14. Некоторые правила соблюдения поста

2. Определение времени фаджра и имсака

3. Dawn

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх