Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Почему стала востребованной васатыйя?

Мусульмане — это община умеренности и сбалансированной середины

Print

  Саид Исмагилов — муфтий ДУМУ «Умма»

Васатыйя — один из основополагающих принципов Ислама, означающий умеренность, сбалансированную середину, отказ от крайностей и радикализма.

Феномен васатыйи не новое явление для Ислама, он присущ исламской традиции со времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и впервые как шариатский термин встречается в Священном Коране.

Аль‑васатыйя — от арабского васат, «середина». В суре «Аль‑Баккара» в 143 аяте Всевышний Аллах характеризует исламскую умму следующими словами: «Мы сделали вас общиной середины (умеренности), чтобы вы были свидетелями для людей, и чтобы Посланник был свидетелем для вас» (Коран, 2:143). Обратите внимание, в данном аяте Господь даже не повелевает, а констатирует, что мусульмане — это община умеренности и сбалансированной середины. То есть быть мусульманином — значит быть носителем принципа васатыйя, и это даже не обсуждается, ибо Аллах сам сделал нас такой общиной. Соответственно, всякая крайность, неумеренность и радикализм в широком смысле не соответствуют образу мусульманина как на личностном, так и на общественном уровне.

Смысловое наполнение термина также достаточно широко. Он регламентирует как внутриконфессиональные правила, так и межконфессиональные отношения. Что касается собственно исламских норм, то тут васатыйя запрещает как крайние формы религиозности (отшельничество, монашество и полный аскетизм), так и их противоположность — так называемую «светскую» религиозность, когда человек только формально ассоциирует себя с Исламом, не утруждая себя соблюдением моральных норм и обрядовой практики.

К примеру, в хадисах сообщается, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был огорчен, узнав, что некоторые его сподвижники проявляют чрезмерность в религии. Один из них обязался поститься всю жизнь, другой — постоянно молится ночами, третий дал обет безбрачия. Тогда Пророк обозначил принцип васатыйя следующими словами: «Воистину, иногда я пощусь, а иногда нет; иногда молюсь по ночам, а иногда сплю; также я женюсь. А тот, кто не желает следовать моей сунне (примеру), не имеет ко мне никакого отношения».

В данном контексте под словами «не имеет ко мне никакого отношения» следует понимать «не имеет отношения к принесенным мной от Аллаха принципам Ислама». А с исламской точки зрения невозможно быть более праведным, чем Пророк, или претендовать на более глубокое или правильное понимание Ислама.

Что же до остального, немусульманского, мира, то принцип васатыйя требует учитывать, признавать и толерантно относиться к культурным и религиозным особенностям человечества. В Коране сказано: «Если бы твой Господь захотел, Он сделал бы человечество единой общиной...» (Коран, 11:118). Однако Всевышний Аллах дал людям свободу воли и свободу религиозного выбора. С исламской точки зрения свобода — величайшая ценность, дарованная Богом, и только человек как лучшее Его творение способен обладать ею полноценно. Однако свобода это не только благо — она еще и испытание, ибо предусматривает ответственность за сделанный выбор.

Мусульмане должны быть духовно и интеллектуально готовы принять различия между людьми и обязаны занимать активную позицию в защите человечества от возможных конфликтов на расовой, национальной, языковой и религиозной почве. И уж тем более мусульманам не пристало провоцировать подобные конфликты, так как в этом случае они выступают против воли Бога, сделавшего людей свободными, различными, и наделившего их правом религиозного выбора. В Коране Аллах сообщает: «Среди Его знамений — сотворение небес и земли, и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом знамение для обладающих знанием» (Коран, 30:22). Принцип васатыйя учит людей уважать друг друга, приветствует плюрализм мнений, ведь нежелание вступать в диалог и принимать во внимание иные мнения, делает разногласия между людьми еще более глубокими и неразрешимыми.

Таким в идеале должно быть мусульманское сообщество, однако реальная картина значительно отличается. В конце XX — начале XXI века исламская цивилизация сталкивается с новым для себя явлением, немыслимым для мусульман прошлых веков: внутри нее самой под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, вызрел феномен религиозного радикализма, который иногда приобретает форму экстремизма и террора. Почему немыслимым? В согласии с принципаи Ислама, в частности c принципом васатыйя, для мусульман греховно и поэтому категорически запрещено беззаконие, насилие, террор и массовое уничтожение невинных людей. Однако идеологи радикализма мастерски замолчали и «скрыли» эти принципы, используя распространившиеся в мусульманских странах неудовлетворенность, бедность, отчаяние, невежество и религиозную необразованность. Умышленно манипулируя вырванными из контекста исламской традиции текстами Корана и Сунны, они «затушевали» большинство базовых принципов Ислама, поставив во главу угла якобы дозволенное насилие — во имя достижения благородных целей. Однако в Исламе цель не оправдывает средства. Как нельзя украсть, чтобы дать милостыню, так же нельзя убить невиновных, чтобы построить благополучное общество. Мир, созданный Господом, слишком тонок и чувствителен, чтобы при помощи мясницкого топора пытаться навести в нем порядок.

Ислам ставит высокую, но доступную и реализуемую планку требований. Люди же в силу своих амбиций, необразованности, несовершенства и целого ряда внешних факторов не дотягивают до высоких морально-этических предписаний своей религии. Так было не всегда, в разные века и в разных странах принцип васатыйя реализовывался во всей полноте — это и есть фрагменты того «золотого века» Ислама, по которому тоскуют верующие.

Человек несовершенен, но это не служит оправданием его неумеренности и радикализма. Зная, что человек способен опуститься до грехов и преступлений, Всевышний Аллах создает в Исламе систему сдерживания и противовесов, что делает исламскую традицию непотопляемой и саморегулируемой системой. Как только какая-либо крайность становится угрожающей, включаются внутренние механизмы, стремящиеся сбалансировать систему и отвести угрозу. Именно этим и объясняется востребованность принципа васатыйя, актуализировавшегося в последние десятилетия как рефлексия на возникновение и распространение радикальных идей.

Актуализированный принцип

Кто‑то думает что васатыйя, это нечто новое, привнесенное извне. Кто‑то полагает, что это искусственно проталкиваемое учение, не имеющее отношения к Исламу и делающее мусульман мягкотелыми, податливыми и неспособными защищать свои интересы. Эти мнения неверны.

Ислам словами своих богословов и последователей актуализировал этот древний принцип автоматически, защищая мусульман от замыкания в себе и от жесткой ответной реакции испуганного мирового сообщества. Пока есть силы, пропагандирующие в исламском мире крайности, насилие и радикализм, будут и те, кто выступит за мир, согласие и диалог. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что война — это самая крайняя мера, когда все мирные средства исчерпаны, а угрозу так и не удалось отвести. У радикально же настроенных индивидов получается наоборот: война, насилие и террор — это главное и единственное средство достижения цели.

И последнее. Многие исследователи полагают, что васатыйю активно продвигает только исламское движение «Братья-мусульмане». Стоит отметить, что у «Братьев» это действительно один из базовых принципов программы. Однако не только они, но и множество других мусульманских организаций, объединений, да и просто широкие слои просвещенного населения ратуют за актуализацию этого принципа, так как видят в нем реальную защиту себя и своих детей от идей радикализма и экстремизма. Да и вообще, исламские принципы невозможно «приватизировать» и считать их исключительно своим духовным и интеллектуальным достоянием, они даны Аллахом для всех. В то же время, справедливо будет сказать, что именно «Братья-мусульмане» одними из первых стали призывать исламский мир к умеренности, реально оценив нависшую над ним угрозу экстремизма и международной изоляции. Поэтому до сих пор остается открытым вопрос, почему в некоторых странах это исламское движение считается экстремистским и даже законодательно запрещено?

В целом, воспитание мусульман на принципе васатыйя должно нивелировать в исламском сообществе влияние радикальных идей. Однако этот процесс должен носить двусторонний характер. Мировое сообщество также должно отказаться от очернения Ислама и мусульман и воспринимать исламскую традицию как часть общечеловеческого культурного наследия, воспринимать мусульман как равных и достойных. Демонизация образа мусульман, к сожалению еще имеющая место в СМИ, в программах и речах отдельных политиков, чиновников и представителей духовенства, льет воду на мельницу экстремистов, а те используют это и не упускают возможности подчеркнуть враждебное отношение к мусульманам, привлекая новых сторонников. Для сближения и мирного сосуществования всего мирового сообщества, принцип васатыйя должен стать глобальным, и исламский мир готов им поделиться.

Источник: «Ислам в Украине»

По материалам islam.in.ua

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх