Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Кратко об умеренности Ислама (часть 1)

Print

  Юсуф аль-Карадави

К синонимам умеренности можно отнести такие слова, как «равновесие» и «равномерность», то есть наличие баланса между двумя противоположностями, когда ни одна из сторон не является доминирующей по отношению к другой.

Примерами таких противоположностей могут быть божественное и человеческое, духовное и материальное, загробное и мирское, божественное откровение и человеческий разум, прошлое и будущее, индивидуализм и коллективизм, идеализм и реализм, стагнация и развитие и т.д.

Что же касается равновесия, то оно находит свое проявление тогда, когда каждая из противоположных сторон имеет возможность свободно существовать, не будучи подавляемой своим антиподом. Аллах в Коране говорит:

«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (Коран, 55:7-9).

Таким образом, принцип умеренности является тем инструментом, который отвечает за установление равновесия.

 

Неспособность человека создать сбалансированный порядок

Человек не в состоянии создать совершенный порядок. Причина этой неспособности заключается в ограниченности его разума и недостатке знаний, не говоря уже о влиянии (осознаваемом либо неосознаваемом), которое оказывают на него личные желания и убеждения, семья, близкое окружение, принадлежность к определенной расе либо региону.

Поэтому, как показывает история и нынешнее положение в мире, ни один порядок, который устанавливает индивид или группа индивидов, не защищен от случаев проявления неумеренности и небрежности.

Единственный, кто способен установить справедливость между всем сущим (в физическом духовном мире), это Аллах, Который все создал и «всему придал определенность и ограничение [в формах, составе, с необходимой амплитудой возможных изменений и преобразований; задал всему свой срок обитания и существования]» (Коран, 25:2), Который все объял знанием и милостью и исчислил всякую вещь, и Он обо всем сведущ.

Неудивительно, что мы можем наблюдать это утонченное равновесие как в творениях Аллаха, так и в Его повелениях, ибо Он все создал, и Он один обладает правом устанавливать порядок.

 

В чем проявляется принцип умеренности Ислама?

Принимая во внимание исключительные особенности принципа умеренности, неудивительно, насколько отчетливо он находит свое проявление во всех областях исламской религии, будь то область теоретических знаний, практических жизненных принципов, нравственности или законодательства.

Ислам занимает серединные позиции во всем: в вероубеждении и мировоззрении, в поклонении и религиозной практике, в вопросах нравственности и воспитания, в сфере законодательства и государственного строя.

 
Умеренность Ислама в вопросах поклонения и религиозной практики

В вопросах поклонения Ислам занимает золотую середину между теми религиями, которые полностью исключили божественный аспект из своих вероучений и совокупности обязанностей духовного человека, как, например, буддизм (это учение ограничивается лишь областью морально-нравственных качеств человека) и теми религиями, которые требуют от своих последователей отречения от мирской жизни и полного посвящения себя поклонению, что пропагандирует культ монашества в христианстве.

Что касается ислама, то в нем есть акты поклонения, которые мусульманин обязан выполнять ежедневно, как, например, пятикратная молитва, ежегодно – как пост в месяц рамадан, или один раз в жизни – паломничество в Мекку. Данные акты поклонения постоянно поддерживают связь с Господом и в то же время не отрывают человека от активной жизнедеятельности.

Пожалуй, наиболее ярко этот принцип прослеживается в вопросе пятничной молитвы.

Аллах в Коране говорит:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (Коран, 62:9).

Вот по какому принципу мусульманин соблюдает пропорции между своими религиозными обязанностями и жизненными заботами. Даже в пятницу, в священный для мусульман день, верующий человек до наступления пятничной молитвы может свободно заниматься своими делами, затем с приближением времени намаза он должен оставить все свои заботы и отправиться в мечеть, а уже после выполнения данной религиозной обязанности он вновь может идти по своим делам, не забывая при этом о поминании Всевышнего, что является основой для достижения успеха.

 
Умеренность Ислама в вопросах морали

Ислам – середина между ярыми сторонниками идеализма, которые превознесли человека до такого уровня, что установили для него непосильные правила этики и морали, и реалистами, которые, рассматривая человека как животное, считают одобрительными некоторые неподобающие человеку аспекты поведения. Первые превознесли фитру – внутреннее естество человека, его глубинную природу, посчитав ее настоящим источником блага, вторые же, наоборот, рассматривают ее как явное зло. Ислам же в свою очередь занимает срединную позицию между обеими этими сторонами.

В представлении Ислама человек – это существо, в котором объединяются разум и плоть. Ввиду имеющихся в нем животных инстинктов и духовного начала, человек оказывается на распутье: внутренняя природа ставит его перед выбором – идти по пути благодарности или неблагодарности по отношению ко Всевышнему.

Способность человека грешить равна его способности быть богобоязненным. И главная его задача заключается в том, чтобы вести борьбу с самим собой и тренировать свою душу до тех пор, пока она не очистится:

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик (или тем, как Он сделал ее облик совершенным) и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил, облек ее в несправедливость» (Коран, 91:7-10).
 
Умеренность Ислама в вопросах законодательства

Ислам также занимает уравновешенную позицию в законодательной, правовой и социальной сферах. Пожалуй, наиболее ярко принцип умеренности прослеживается в отношении Ислама к идеям коллективизма и индивидуализма.

Баланс между индивидуализмом и коллективизмом

В исламе идеи коллективизма и индивидуализма находятся в уравновешенном состоянии. Эта религия находит баланс между правами и обязанностями индивида – Ислам одновременно заботится как о свободах отдельно взятого человека, так и об интересах всего общества.

Различные философии и идеологии издавна стремились разобраться в проблеме «человека и общества», понять их взаимоотношение. Одни задавались вопросом о том, является ли человек основой, а общество неизбежно возникающим следствием – ведь общество состоит из отдельных индивидов. Другие, наоборот, считали, что общество – фундамент, а человек – второстепенный элемент, пустой лист, на который общество переносит свою культуру, традиции, мораль и т.п. Этот вопрос по-прежнему остается предметом горячих споров между философами, социологами, экономистами и политиками, и никто из них так и не смог прийти к общему мнению.

Аристотель, к примеру, верил в индивидуальность человека и одобрял общественный строй, который основывался бы на индивидуализме. Учитель Аристотеля, Платон, наоборот, превозносил идею коллективизма – это можно четко проследить в его книге под названием «Государство».

Как видно, даже греческая философия – одна из самых знаменитых философий древнего мира – не смогла разгадать эту загадку. И в этом нет ничего удивительного, ибо таковой является позиция философии в сложных вопросах – она одновременно предоставляет два противоположных мнения. Как сказал один из профессоров в этой области:

«У философии нет своей точки зрения, потому что она, выразив одно мнение, сразу выдвигает другое, полностью противоположное первому».

В Иране, например, появилось два идеологически противоположных течения – манихейство и маздакизм. Манихеи выступали за индивидуализм, призывали к предельному аскетизму и воздержанию от половой жизни, дабы ускорить процесс гибели мира, который, по их убеждению, полон зла и боли. Маздакиты, наоборот, призывали к крайнему коллективизму, деля между собой имущество и женщин. Многие из простонародья подверглись влиянию этих двух течений, что привело к разгулу бесчинств и смуты.

Что же касается небесных религий, то они были ниспосланы с целью установить равновесие и справедливость между людьми:

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (Коран, 57:25).

Однако последователи этих религий очень скоро исказили содержащиеся в них божественные положения. Утрата религиозными предписаниями своей главной особенности, а именно – божественности источника, и стала причиной того, что они перестали выполнять многие свои функции в жизни людей. А представители духовенства на основе этих писаний, без Божьей на то воли, стали издавать богословские заключения, устанавливая что можно, а что нельзя:

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (Коран, 9:31).

Предшествовавшие Исламу религии не предоставляли никаких решений данной проблемы. Разбросанные по всему земному шару иудеи практиковали индивидуализм, однако это был индивидуализм в его крайних формах проявления. Преследование личных интересов, эгоистический способ мышления и корыстная деятельность стали визитной карточкой иудеев:

«А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания» (Коран, 4:161).

То же самое можно сказать о христианстве, которое, прежде всего, заботится о спасении индивида, отдавая общественные дела на поруки главы государства. По крайней мере, именно к такому пониманию подталкивает упомянутое в Евангелии высказывание Иисуса:

«Кесарю кесарево, а Богу Божие» (Евангелие от Луки, 25:20; Евангелие от Матфея, 21:22).

Если почитать историю и немного поразмыслить над нынешней ситуацией в мире, то становится очевидно, что сегодня идет грандиозная борьба между идеями индивидуализма и коллективизма.

Так, основу идеологии капитализма составляет индивидуализм, где центральной фигурой является человек. Эта идеология потакает прихотям индивида, предоставляя ему множество прав – право собственности, право свободы слова, право заниматься свободной деятельностью, право удовлетворять свои желания – даже если обладание таким количеством прав может причинить вред как самому человеку, так и окружающим его людям. В свете предоставленных ему свобод человек, стремясь к богатству, начинает прибегать к спекуляции, обману и ростовщичеству. Затем заработанные деньги он тратит на развлечения, алкоголь и развратные дела, забывая о бедных и нуждающихся, и никто не имеет над ним власти, ибо он обладает свободами!

Что же касается коллективизма, в особенности крайней формы его проявления – марксизма, то он, наоборот, ограничивает и ущемляет права и свободы индивида, возлагая на него слишком много обязанностей и ставя интересы общества превыше всего. Люди здесь рассматриваются как шестеренки в огромном механизме, коим является общество; общество – это государство, а государство – это правящая партия или, если хотите, главный комитет партии или, вообще, только лидер партии, диктатор!

В коллективистском строе индивид обладает ограниченным правом собственности, ему запрещено вести оппозиционную по отношению к правительству деятельность, а также принимать участие в регулировании политики своей страны. И если вдруг он хотя бы подумает выступить с критикой в адрес правительства, следующим этапом его жизни может стать тюрьма, ссылка или виселица.

Таковой является суть изобретенных человеком философий, идеологий и искаженных им же религий и их отношение к индивидуализму и коллективизму. А каковой же является позиция Ислама? Воистину, она уникальна и совершенно далека от крайностей.

Законодателем ислама является Бог, который создал человека, и невозможно, чтобы Создатель устанавливал нормы и законы, которые портили бы его внутреннюю природу или же вовсе вступали с ней в противоречие.

Всевышний создал человека с двойственной натурой: в нем одновременно объединяются стремление удовлетворять свои личные интересы и тяга к социуму. Человек любит себя, стремится к самоутверждению и личной независимости, однако, вместе с этим, в нем наблюдается и желание находиться в коллективе. Поэтому отбывание тюремного заключения в изоляторе является таким тяжким наказанием, даже если заключенный сыт и у него есть чем утолить жажду. Издавна мудрецы говорили, что человек по природе своей любит находиться в обществе себе подобных. Древним вторят философы современности, которые называют человека «социальным животным».

Таким образом, идеальным порядком будет тот, который учитывает обе вышеупомянутые стороны человеческой природы, находя между ними равновесие.

Поэтому Ислам как религия фитры является справедливой и умеренной системой, которая не угнетает человека ради интересов общества и не пренебрегает обществом, лишь бы человек был доволен. Ислам не потворствует прихотям индивида, наделяя его огромным количеством свобод, и не возлагает на него множество непосильных обязанностей, а лишь то, что находится в рамках его способностей. Ислам предоставляет человеку права, которые соответствуют его обязанностям, отвечают его нуждам, берегут его достоинство и честь и стоят не страже его человечности.


Источник: IUMS Online

Об авторе
COM_CONTACT_IMAGE_DETAILS

Председатель Европейского Совета по исследованиям и фетвам, один из руководителей нескольких крупнейших научных и религиозных организаций, включая Всемирную лигу мусульман (Саудовская Аравия), Королевскую Академию исламской культуры (Иордания), Центр изучения ислама (Великобритания).

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх