Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Кратко об умеренности Ислама (часть 2)

Print

  Юсуф аль-Карадави

Ислам и права человека

1. Жизнь. Ислам считает неприкосновенной жизнь любого человека, независимо от того какую религию он исповедует. Аллах в Коране говорит:

«…кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Коран, 5:32).

Для умышленного убийства мусульманское уголовное право предусматривает «кысас» (месть), то есть лишение жизни человека, совершившего умышленное убийство, по приговору суда. При этом потерпевшая сторона (родственники убитого) могут простить убийцу или принять для него другую меру наказания, что аннулирует смертный приговор. В случае непреднамеренного убийства шариат предусматривает выплату потерпевшей стороне компенсации.

2. Честь. Ислам стоит на страже чести человека. Запрещено ругать, поносить и каким-либо способом принижать достоинство другого человека ни в его присутствии, ни за его спиной. Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (Коран, 49:11).

В другом аяте этой же суры Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран, 49:12).

3. Имущество. Ислам гарантирует человеку право собственности. Никто – ни человек, ни государство – не имеет права незаконным путем отбирать у другого человека то, что находится в его собственности.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), выступая с проповедью во время Прощального хаджа, сказал:

«Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля».

4. Личная жизнь. Ислам также гарантирует неприкосновенность личной жизни человека. В Коране говорится:

«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помянете назидание» (Коран, 24:27).

В другой суре говорится:

«Не следите друг за другом» (Коран, 49:12).

5. Вероисповедание. Ислам гарантирует человеку свободу вероисповедания. Аллах в Коране говорит:

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Коран, 2:256).
«Разве станешь ты [Мухаммад] принуждать людей к тому, чтобы они уверовали?» (Коран, 10:99).

6. Свобода слова. В исламе каждый человек имеет право свободно выражать собственное мнение, идеи, взгляды, критику. В некоторых ситуациях это право даже может приобрести степень обязанности. Принцип ислама – «побуждать к одобряемому и запрещать порицаемое» – требует от мусульманина указывать на плохие, дурные, безнравственные, негативные, неэффективные, непродуктивные вещи и изменять их, и если не найдется никого, кто указал бы на эти вещи, для мусульманина это становится обязанностью.

Ислам также гарантирует свободу мысли: побуждает человека использовать свой разум, думать, размышлять. Но при этом ислам также учитывает, что человеку свойственно ошибаться и он может совершать ошибки в своих рассуждениях и взглядах, а потому не порицает его за это. В одном из своих хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит:

«Если судья вынесет решение, проявив усердие [то есть использовав в процессе поисков все свои знания], и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная [божественная] награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда».

Разве есть в мире еще какие-либо религии или учения, которые, подобно исламу, побуждали бы человека использовать свой разум и при этом приветствовали любое его решение, каким бы оно ни было?

В мусульманском обществе времен сподвижников Пророка и их последователей по одним и тем же вопросам могли возникать различные мнения и взгляды, и при этом никто друг друга не порицал, свобода мысли твердо признавалась людьми.

На почве этого права – свободы мысли – в исламе возникали различные школы и научные направления в области фикха, толкования Корана и др.

8. Ислам также утверждает принцип индивидуальной ответственности. Человек несет ответственность только за свои поступки. Важность индивидуальной ответственности неоднократно подчеркивается в Коране:

«Всякая душа является заложницей того [плохого], что совершено ею» (Коран, 74:38).
«Не возлагает Аллах на душу то, что больше ее сил (возможностей). В ее пользу то, что она совершила [из хорошего], и против нее то, что она совершила [из плохогo]» (Коран, 2:286).
«Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Коран, 6:164).

Эти аяты применимы как для мирской, так для вечной жизни – то есть человек отвечает только за поступки, совершенные им самим, и не ответственен за чужие грехи.

 
Ислам и права общества

Несмотря на все эти права и свободы, которые ислам предоставляет каждому отдельному человеку, они не являются абсолютными. Ислам устанавливает для этих прав определенные границы и учит человека тому, что у него есть обязанности перед обществом.

Иными словами, мусульманину не позволительно использовать ту или иную предоставленную ему свободу во вред окружающим его людям. Один из принципов ислама звучит так: «Нет вреда (дарар) и нет вредительства (дырар)», то есть человек не вредит самому себе и не причиняет вреда другим. Другой принцип гласит, что если право индивида сталкивается с правами общины, то приоритет отдается правам общины.

1. Жизнь. Как уже упоминалось выше, ислам стоит на защите жизни человека. Но если общество нуждается в том, чтобы мусульманин пожертвовал собой ради его безопасности, то он обязан сделать это, с доброй волей и будучи убежденным, что его смерть в данной ситуации является долгом.

Если мусульманин совершил умышленное убийство или является угрозой для общества, к примеру, занимается разбоем или отрекся от ислама и стал активно противодействовать ему и исламской общине, то жизнь такого человека теряет свою неприкосновенность.

Безусловно, подобного рода решения являются исключительной компетенцией судебных властей.

2. Право собственности. Границы права собственности предусматривают, что мусульманин может приобретать имущество только законным (богоугодным) путем, не заниматься расточительством и не проявлять скупости, когда общество нуждается в его помощи.

Ислам учит тому, что право собственности индивида не является абсолютным, как это утверждают сторонники классического либерализма – оно ограничивается установленными Всевышним Аллахом законами и правами общества.

К примеру, имущество человека может быть конфисковано на нужды общества, однако стоимость этого имущества обязательно должна быть возмещена хозяину. А всё потому, что все материальные ценности этого мира принадлежат одному Аллаху. Человек же является Его преемником на земле, другими словами – он является доверенным лицом общества в управлении, инвестировании и расходовании материальных ценностей.

Таким образом, если человек плохо управляет этими материальными ценностями, общество имеет право применить в его отношении соответствующие меры.

У мусульманина перед обществом также существуют имущественные обязанности. Некоторые из них имеют постоянную форму (закят), другие могут возникать по мере необходимости – они определяются властями. Как говорится в одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):

«В имуществе есть еще доля, кроме закята».

3. Другие права и свободы. Другие права и свободы ограничиваются морально-нравственными принципами исламского общества и его вероубеждения.

Свобода вероисповедания и свобода мысли не дают человеку права оскорблять ислам и мусульман, распространять информацию, призывающую не верить в Аллаха, Его Посланника и Коран, подвергать сомнению высшие исламские принципы, пропагандировать безнравственность.

Права и свободы не должны открывать путь распространению безнравственности в обществе – это неприемлемо ни разумом, ни законом.

4. Ответственность за общество. Как упоминалось выше, ислам утверждает принцип индивидуальной ответственности. Однако эта индивидуальная ответственность рассматривается исламом в рамках того места, которое человек занимает в обществе. Как говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение):

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас ответственен за свою паству».

Подобно тому как лидер исламского государства является ответственным за исламскую умму, так же и мужчина является ответственным за свою семью, женщина несет ответственность за домашнее хозяйство, работник – за свои должностные функции и так далее.

Принцип ислама «Призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого» предусматривает ответственность человека за свое общество. Этот принцип требует от мусульманина следить за состоянием своей общины и, заметив в ней какие-нибудь негативные вещи, сделать все, что в его силах, чтобы их устранить: в первую очередь – активными действиями; если же человек не может сделать этого, то словом, увещеванием; если же он и на это не способен, то хотя бы проявить несогласие на уровне сердца. Как известно, последнее является показателем слабости веры человека. Увещевание является основным принципом ислама и обязанностью каждого мусульманина. Тот же, кого не заботят дела мусульман, к ним не относится.

Мусульманину непозволительно игнорировать права общества, руководствуясь во всем своими личными интересами и страстями, мол, «я живу в свободной стране и могу делать, что захочу». В противном случае такой образ жизни может привести к нарушению порядка в обществе, распространению безнравственности и смуты. Если в отношении такого мусульманина не предпринять никаких мер, то он навредит не только самому себе, но и погубит то, что ему дорого. Поэтому Аллах в Коране говорит:

«Бойтесь смуты [мятежа; искушений, соблазна; безумия; беды, несчастья], которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (Коран, 8:25).

В одном из своих высказываний Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Если люди, увидев человека, совершающего что-то плохое, не остановят его, то Аллах охватит их всех Своим наказанием».

5. Фард кифайа. О важности совместной ответственности в исламском обществе также свидетельствует наличие в мусульманском праве такого термина, как «фард кифайа».

Этот термин означает следующее: если мусульманская община нуждается в чем-нибудь для выполнения религиозных обязанностей либо для обеспечения себе нормальной жизнедеятельности (к примеру, испытывает нехватку кадров в той или иной сфере или нуждается в развитии определенной области промышленной деятельности и т.п.), то обязанность удовлетворения этой нужды возлагается на всю общину. То есть, если в мусульманском обществе найдутся люди, которые будут выполнять недостающие в нем функции, то для остальных мусульман выполнение этого перестает быть фардом и с общины снимается грех. В противном случае, всей общине записывается грех, что делает ее потенциально подверженной наказанию Всевышнего Аллаха.

Мусульмане также несут совместную ответственность за исполнение законов шариата. На это указывают соответствующие аяты Корана, в которых либо присутствует прямое обращение к исламской общине («О те, которые уверовали…»), либо употреблены глаголы в повелительном наклонении второго лица множественного числа, как в следующих аятах:

«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили» (Коран, 5:38),
«Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз» (Коран, 24:2).

Подобного рода аяты призваны подчеркнуть важность совместной ответственности между членами исламской общины в том, что касается применения законов шариата. Безусловно, последнее является исключительной компетенцией исламского государства и властей, однако мусульманская община ответственна за создание этого государства и может подвести себя к наказанию Аллаха, если своими поступками будет препятствовать его становлению.

6. Религиозная практика. Молитва, как и остальные акты поклонения, призвана налаживать связь мусульманина со Всевышним, и, на первый взгляд, может показаться, что она несет индивидуальный характер. Но это не так. Ислам, наоборот, побуждает и поощряет мусульман совершать намаз совместно. С учетом божественного воздаяния коллективная молитва является более достойной, чем намаз, совершенный человеком в одиночку – награда увеличивается в двадцать семь раз. И чем больше людей принимает участие в коллективной молитве, тем больше увеличивается воздаяние Всевышнего.

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), выражая свое недовольство теми, кто пренебрегал коллективной молитвой, сказал:

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я велеть кому-нибудь провести молитву с людьми, а потом явиться к тем людям, которые не пришли (на молитву), велеть насобирать дров и сжечь их дома дотла! Если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса, он непременно явился бы на (коллективную) молитву!» (Бухари, Муслим).

Неизвестно также, давал ли Посланник Аллаха разрешение слепым людям молится дома. Выражая порицание тем, кто отходит от общины, он говорил:

«Нет молитвы у того, кто совершил ее в одиночку позади ряда!»

И даже если мусульманин молится один, в его сознании и сердце всегда будет присутствовать дух общины, ведь, проговаривая те или иные аяты, молитвы и дуа, он говорит: «Мы», произнося их от имени всех мусульман:

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (Коран, 1:5).

Среди других обязательных актов поклонения: пятничный намаз, который совершается один раз в неделю; праздничный намаз, который проводиться дважды в год; большое паломничество (хадж), которое обязан совершить каждый мусульманин один раз в жизни. Все эти виды религиозной практики объединяет одно – они имеют коллективный характер.

7. Нравственные ценности и традиции. Чтобы удержать мусульманина от индивидуализма и социальной самоизоляции (что может быть свойственно некоторым людям с замкнутым характером), ислам побуждает его культивировать определенные формы социального поведения.

Так, приветствовать друг друга словами «Ассаляму алейкум», пожимать руки при встрече, желать здоровья чихнувшему, навещать друзей и знакомых, дарить подарки, навещать больного, выражать соболезнования, поддерживать родственные связи, поддерживать хорошие отношения с соседями, принимать гостей, доброжелательно относиться к сиротам, неимущим и путешественникам и многие другие пропагандируемые исламом формы социального поведения напоминают мусульманину о том, что социальные взаимоотношения являются неотделимой частью его жизни.

Ислам пропагандирует любовь, братские отношения и альтруизм, призывает к сотрудничеству на основе благочестия и богобоязненности, призывает к единству и сплоченности, а также к проявлению милосердия и терпимости, к усердию и трудолюбию, уважению порядка и повиновению руководителям в благом.

При этом ислам порицает проявление зависти, злобы, ненависти, разобщение и конфликты и другие формы пороков, которые всегда проистекают из чрезмерного самолюбия, эгоизма и любви к страстям.

Теперь мы уже знаем, как посредством законов и морально-нравственных принципов ислам устанавливает баланс в отношениях между индивидом и обществом, находит равновесие между индивидуализмом и коллективизмом.

Здесь также необходимо подчеркнуть, что ислам не относится ни к течениям, пропагандирующим идеи индивидуализма, ни к течениям, выступающим за коллективизм. Ислам лишь берет то хорошее, что есть в этих двух типах мировоззрения, и отбрасывает плохое. Ислам признает, как человека, так и общество, и для каждого определяет свои права и обязанности, по справедливости.

Это – принцип умеренности или, другими словами, свойственное исламу качество во всем устанавливать равновесие.


Источник: IUMS Online

Об авторе
COM_CONTACT_IMAGE_DETAILS

Председатель Европейского Совета по исследованиям и фетвам, один из руководителей нескольких крупнейших научных и религиозных организаций, включая Всемирную лигу мусульман (Саудовская Аравия), Королевскую Академию исламской культуры (Иордания), Центр изучения ислама (Великобритания).

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх