Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Что такое пантеизм и в чем его опасность

Исламское вероучение категорически не приемлет политеизм во всех его формах

Print

  Али Оверко

Пантеизм — это вера в то, что Вселенная и Бог это одно и то же или что все сущее (в том числе и человек) является всеобъемлющим богом. Таким образом, пантеисты не верят в отдельного личностного или антропоморфного бога, для них бог «размыт» во Вселенной и не имеет ни личности, ни собственной воли.

Название происходит от греческого παν — все и θεός — Бог. Впервые определения пантеист и пантеизм появились в работах английского философа Дж. Толанда и голландского — И. Фая [1]. Но основные идеи пантеизма появились очень давно. Например, пантеистические идеи содержались в древнеиндийских религиозных доктринах (брахманизм, Веданты), древнекитайском даосизме и у древнегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). В значительной степени пантеистична концепция Платона с его эманациями духа. Однако в эпоху античности господствовал политеизм (многобожие), и понятие Бога как единого Творца и Господа было мало распространено среди большинства народов, поэтому пантеизм как религиозная доктрина не выделялся на фоне политеистических религий, так как обожествление Вселенной в целом по сути не отличается от обожествления частей материального мира, таких как деревья, скалы, природные явления (молния, ураган и т.д.).

Оформление его в отдельную религиозную доктрину произошло только после распространения единобожия в мире. Первоначально пантеизм проявлялся внутри монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам) через привнесенные идеи неоплатонизма. Основой этого философского течения является идея эманации как  ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого греч. «μόνο»), в результате чего образуются низшие уровни Бытия (нус, νοῡς и т. д.), а на самом низшем уровне — материя как «небытие» (мэон, μήόν) [2]. Идеи неоплатонизма проявились в исламе в виде доктрин «Вихдат аль-Вуджуд» — «единство бытия» и «воплощения».

Создателем доктрины «воплощения» является самообольщенный Халладж, которому принадлежит фраза «ана-ллах!» («Я – Аллах!»). Эта доктрина соответствует концепции соединения божественной и человеческой природы, например, христианскому догмату об Иисусе богочеловеке. Идеи Халладжа навлекли на него гнев правоведов и всего мусульманского общества, и он был казнен в 309 году по Хиджре (922 г.). Большинство суфиев выразило свое несогласие с теорией Халладжа. [3]

Автором доктрины «вихдат аль-Вуджуд» («единство бытия») является Ибн Араби (ум. 638 г. по Хиджре; 1240 г.). Согласно этой точке зрения, не существует двойственного бытия, не существует творений и Творца, есть исключительно бытие одного Аллаха. Следствием этой философии является отрицание ответственности, являющейся залогом нравственности. А также – несправедливое уравнивание злых и добрых, монотеистов и идолопоклонников, так как все они являются проявлением «обнаружения» истины [3].

Многие исламские ученые прозорливо видели опасность развития пантеистических идей под видом абсолютизации понятия таухида (единобожия) и успешно боролись с этим. Наиболее ярким примером является работа выдающегося исламского ученого Абу Хамида аль-Газали «Крушение позиций философов» [4]. Приведенная им критика фальсафа – философов школы аль-Кинди, была настолько аргументированной, что эта работа фактически уничтожила данное направление в исламской мысли и сохранила ислам от пантеистического переосмысления. Остатки пантеизма сохранились только в крайне мистических течениях суфизма.

Совершенно иная ситуация сложилась в Европе эпохи Возрождения. Здесь пантеизм не встретил должного сопротивления и стал оппозиционным мировоззрением христианству.

Первоначально он также начал проявляться у христианских теологов, например у Николая Кузанского, но уже Джордано Бруно сформулировал явную пантеистическую концепцию: «…природа … есть не что иное как Бог в вещах» [5]. Дальнейшее развитие эта доктрина получила у Бенедикта Спинозы, а под его влиянием начала развиваться Шеллингом и Гегелем. Противоположность пантеизма религиозным взглядам достигла такого уровня, что Шопенгауэр написал: «Пантеизм – прежде всего форма атеизма».

Титаничность таких фигур в философии, как Гегель, их авторитетность привели к тому, что пантеизм стал господствующей доктриной в университетских кругах. Впоследствии доминирование этого учения распространилось на всю систему европейского образования. Это доминирование выразилось в фактической подмене принципов научного познания мира на безусловное согласие с пантеистическим взглядом на сотворение мира. Например, современная теория эволюции является приложением идеи эманации к возникновению изменений в живом мире.

Сейчас мы также сталкиваемся с навязыванием пантеистического мировоззрения под видом светскости образования на постсоветском пространстве. Например, выражения «Мать Природа», «силы природы» и т.д. имеют явную пантеистическую подоплеку. 11 лет в начальной школе и 5 лет в ВУЗе достаточно успешно запечатлевают пантеистический взгляд на мир в психике молодого человека.

Мы постоянно сталкиваемся с этим, когда стараемся привить нашим детям исламский взгляд на сотворение мира и место человека в нем. Зачастую мы сталкиваемся со значительным противодействием детей — тем большим, чем старше они становятся. Выходом из сложившейся ситуации может быть только широкое обсуждение методик преподавания школьных дисциплин представителями монотеистических конфессий или же создание школ, в которых навязывание пантеистических взглядов будет сведено к нулю.

Исламское вероучение категорически не приемлет политеизм во всех его формах: и в виде явного многобожия, и в виде пантеизма. Всевышний Аллах многократно напоминает нам об этом в Коране. Читая намаз мы в каждом ракяате повторям суру «Аль-Фатиха», которая начинается с аята «Хвала Аллаху, Господу миров».

Господь это тот, чья воля управляет этим миром и повелевает им. Как только мы произносим эти слова, мы сразу же понимаем, что Аллах не некая безличностная сила, дающая, потому что иначе она сделать не может, мы осознаем что Он — повелитель и Творец:

«Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: "Будь!", как это сбывается» (Коран, 2:117).

Просыпаясь утром или засыпая вечером, мы читаем аят Аль-Курси:

«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (Коран, 2:255).

В этом важнейшем аяте Аллах прямо говорит, что именно Его воля управляет этим миром и весь этот мир является его владением, а не его частью. Поэтому мусульманин должен внимательно относиться к проявлениям такого неявного, но распространенного в современном мире явления, как пантеизм, и не позволять этой религиозной доктрине портить его единобожие.


1. Pantheism. Stanford Encyclopedia of Philosophy.

2. Неоплатонизм.

3. Наше отношение к суфизму. Ю. Кардави

4. Абу Хамид Аль-Газали.  Крушение позиций философов. Ансар, 2007. ISBN: 5-98443-028-2

5. Bruno, G., 1584, Cause, Principle and Unity, edited and translated by R. de Lucca and R.J.Blackwell, Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх