Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>
тема
Можно ли замужним или незамужним женщинам совершать хадж или умру без сопровождения родственника-махрама?
вопрос

Ассаламу алейкум, уважаемые ученые. Можно ли замужним или незамужним женщинам совершать хадж или умру без сопровождения родственника-махрама? ДжазакАллаху хайран.

Ва алейкум ассалям!

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.

 

В ответ на Ваш вопрос известный мусульманский ученый, шейх Юсуф Аль-Карадави издал фатву: “Согласно правилу Шариата, женщина не должна путешествовать одна; с ней обязательно должен быть сопровождающий – ее муж или родственник-махрам. Это правило основано на сообщениях Аль-Бухари и других, переданных ими от Ибн `Аббаса (да будет он угоден Аллаху) и содержащих такие слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Женщина не должна странствовать кроме как с махрамом, и мужчина не должен заходить к ней кроме как если у нее махрам”.

 

Далее, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Женщине, которая верит в Аллаха и в Последний День, не допустимо странствовать на расстояние одного дня и одной ночи без сопровеждения махрама”. А Абу Саид передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Женщина не должна странствовать на расстояние двух дней без сопровождения мужа или махрама”. Ибн Умар утверждал, что “она не должна странствовать в течение трех ночей, коль ее не сопровождает махрам”.

 

Очевидно, что различия в этих повествованиях обусловлены различиями в формулировках задаваемых вопросов. Абу Ханифа, основываясь на последнем хадисе от Ибн Умара, пришел к выводу, что присутствие махрама необходимо лишь в тех путешествиях, во время которых сокращаются молитвы (о чем также сообщил Ахмад). К путешествиям, о которых идет речь в приведенных хадисах, относятся как обязательные [постановленные исламом, например, с целью хаджа; см. ниже], так и необязательные путешествия (например, в целях посещения кого-либо, торговли, поиска знания и т.п.). Основанием для этого постановления является отнюдь не плохое мнение о женщине и ее манерах, как необоснованно думают некоторые, а забота об ее репутации и достоинстве. Его целью является защита женщины от желаний людей с нездоровым сердцем [т.е. с дурными намерениями], от нападений насильников или воров. И подобная защита тем более необходима в безлюдных и незащищенных местах (пустынях и т.п.), через которые порой проходит или проезжает путешествующая женщина.

 

Но каково постановление относительно женщины, которая не может найти махрама для сопровождения в дозволенном путешествии – обязательном, желательном или просто разрешенном? И есть ли требования относительно присутствия рядом с ней группы защитников-мужчин или заслуживающих доверия верующих женщин, а также безопасности дорог? Юристы, исследовавшие эту тему при обсуждении обязанности хаджа для женщин, указывали на предписание Пророка, запрещающее женщине путешествовать без махрама. Их заключения по поводу этого запрета разделились таким образом:

 

1. Полный и безоговорочный запрет на путешествие без махрама даже для выполнения обязанности хаджа, основанный на очевидном смысле упомянутого хадиса.

2. Запрет, но с исключением для пожилых женщин, которые ввиду возраста уже не могут искушать мужчин своей внешностью (как это передано Аль-Кади ибн Аль-Валидом Аль-Яджи, принадлежащим к маликитской школе права).

3. Запрет, но с исключением для женщин, которые путешествуют с заслуживающими доверия и верными женщинами. А некоторые считают, что для этого достаточно даже одной свободной, заслуживающей доверия и верной женщины-мусульманки.

4. Допустимость в том случае, если безопасна дорога. К этому мнению склонился шейх Уль-Ислям Ибн Таймийя, основываясь на цитате из книги Ибн Муфлиха "Аль-фару": “Каждая женщина может исполнить хадж без сопровождения махрама, коль она пребывает в безопасности… Это касается каждого странствия в повиновении... Аль-Карабиси передал эти сведения от Аш-Шафии, говоря о дополнительном хадже. Некоторые из его сподвижников относили это [правило] к дополнительному хаджу и всем необязательным странствиям, как то посещение кого-либо и торговля”. Аль-Артам передал мнение имама Ахмада: “Махрам – это не условие для обязательного хаджа”. Свое мнение он [имам Ахмад] обосновывает таким образом: “Ибо она странствует с женщинами и со всеми теми, с кем она в безопасности”. А Ибн Сирин даже утверждал, что “это разрешено с мусульманином”. Аль-Авзаи утверждал, что [это разрешено] “со справедливыми людьми”. Малик утверждал, что [это разрешено] “с группой женщин”. Аш-Шафии утверждал, что [это разрешено] “с заслуживающей доверия верной мусульманкой”. А его сподвижники утверждали, что [она может странствовать] “одна, коль она в безопасности”. Цель [такого постановления] состоит в том, чтобы обеспечить женщине охрану и защиту, а это возможно, если известно, что дорога безопасна и что ее сопровождают верные и заслуживающие доверия мужчины и женщины.

 

Приведем доказательства того, что женщине разрешено отправляться в путь без сопровождения родственника-махрама при безопасности дороги и в присутствии лиц, достойных доверия. Во-первых, это сведения, приведенные Аль-Бухари, что во время своего последнего хаджа ‘Умар ибн Аль-Хаттаб дал разрешение женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершить паломничество. Вместе с ними он отправил Усмана ибн Аффана и Абд Ар-Рахмана. При этом между Умаром, Усманом и Абд Ар-Рахманом ибн Ауфом и женами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не возникло никаких разногласий [по поводу сопровождения их в паломничестве]. Во-вторых, это хадис, переданный Аль-Бухари и Муслимом со слов ‘Ада ибн Хатима и гласящий, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал ему о будущем ислама – что ислам распространится и источник его света возвысится над землей. Кроме этого, Пророк сказал: "Вот-вот наступит день, когда молодая женщина из Хиры (местность в Ираке) отправится к Обители (т.е. Каабе) без сопровождения мужа, страшась лишь Аллаха…". Это известие свидетельствует не только о том, что [самостоятельное путешествие молодой женщины в хадж] сбудется, но и об его дозволенности, поскольку о [такой дозволенности] упомянуто [в переданных выше словах Пророка], возвещающих распространение ислама и безопасности, которую он принесет.

 

В заключение я вкратце изложу два важных правила:

 

Правило первое. Правовые нормы, касающиеся обыденных дел, формулируются исходя из их содержания и цели. Однако с актами поклонения дело обстоит иначе, поскольку первоосновой [для формулирования норм] здесь является полное повиновение повелениям Аллаха, а лишь затем рассматривается их содержание и цель, т.е. так, как это было установлено, разъяснено и подтверждено на доказательствах имамом Аш-Шатыби.

 

Правило второе. То, что является запретным по своей природе, может быть дозволенным лишь при крайней необходимости. А то, что является запретным, чтобы воспрепятствовать злу, может быть дозволенным в случае нужды. И запрет на отправление женщины в путь без сопровождения махрама несомненно возник из-за необходимости предотвратить возможные источники зла. Следует также добавить, что путешествия в наши времена – это далеко не то, что было в прошлом, когда на каждом шагу следовало ожидать опасности при пересечении огромных пустынных территорий, а также сталкиваться с ворами, разбойниками и т.д. Более того, сегодня поездки в основном осуществляются средствами массового передвижения (кораблями и самолетами, автобусами и автомобилями), которые едут колоннами. Все это обеспечивает безопасность и снимает всяческие опасения за женщину, т.к. она ни в коем случае не окажется одна. Поэтому в свете всего сказанного можно заключить, что женщина свободно может совершать хадж в таком окружении, которое внушает ей доверие и спокойствие".

 

 Всевышний Аллах знает лучше.

Задать вопрос

Имя:

Please type your full name.
Город/страна:

Invalid Input
E-mail:*

Неправильный email.
Тема:

Invalid Input
Вопрос:*

Вы не ввели вопрос.
Возраст:

Please tell us how big is your company.
Пол:

Invalid Input
Семейное положение:

Invalid Input
Образование:

Invalid Input



Неправильный ввод

Вверх