Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Вера и знание равняется иман

Print

  Сейран Арифов

Иман, или вера — это слово, которое часто используется в речи мусульманина. Люди спрашивают друг друга: верующий ли ты? Твоя вера крепка или слаба?

Отсюда возникает вопрос: что же такое вера, иман? Можно ли вообще дать определение вере, указать пути, приводящие к ней? В поисках ответов на эти вопросы следует дать хотя бы относительное определение иману, затем обратиться к сущности человека верующего, определить его путь к вере, влияние веры на этого человека, а также степень его убежденности в своей правоте и изменение поступков, жизненных проявлений относительно данной степени.

Иман, или вера. Хотелось бы дать такое определение: вера— это знание, веришь— значит знаешь. В то же время люди часто заблуждаются, искаженно понимают это слово. Многие из тех, с кем мне приходилось встречаться, считали себя верующими, при этом до конца не сознавая, что это значит. «Я верю потому, что я хочу верить», — говорили они. Можно ли знать то, чего ты не познал? Конечно, нет. Точно так же нельзя истинно верить, только желая того. Я считаю, что человек не имеет права называть себя верующим, пока не убедится в истинности того, во что он верит.

 
Итак, по каким критериям все-таки можно определить убежденность человека в чем-либо?

Максимальная степень знания, когда не остается в душе и в разуме человека ни малейшего сомнения в понимании сущности и качеств объекта веры, — т.е. первая и высшая степень — это и есть вера (что значит «аль иман»).

Вторая степень — это состояние полной убежденности, но с допущением вероятности существования ошибки в правильном представлении об объекте. Назовем эту степень убеждением (что значит «аль натиквар»).

Третья степень является горизонтом, где убеждения в правильности знания об объекте сталкиваются с мыслями об ошибочности данного знания. Проще говоря, — «пятьдесят на пятьдесят». Эту степень можно условно назвать сомнением (что значит «ашшек»).

Что дальше? Ниже сомнения идет убежденность в ошибочности представления об объекте или его существовании вообще. Почти полная уверенность в ложности данной концепции, не доказанная вероятность истинности. Эту степень можно назвать заблуждением (что значит «аль вагъм»).

Несомненная ошибочность концепции, представления, ложность известия — все это является низшей ступенью — ложью (что значит «аль баталь»).

Немного поразмыслив над данной схемой и помещенными в ней определениями, можно отметить, что ось, на которой стоят символические весы, — это вероятность, и в зависимости от ее существования та или иная концепция, известие, разумное заключение может занять определенное место в душе человека.

 
Пути познания истины

Истина познается несколькими путями, первым из которых можно назвать чисто материалистический, а проводники его – это наши пять органов восприятия: зрение, осязание, обоняние, слух и вкус, – они предоставляют нам соответствующую нашему восприятию информацию об окружающей нас материалистической действительности. Но приходит время – и человек создает аппаратуру, способную «почувствовать запах», «увидеть», «услышать» и, проведя определенные изменения в состоянии этой информации, предоставить ее человеку. Что же тогда? Поколебленный в своем восприятии человек может сказать: «Я заблуждался…». Да, ему не следовало слепо верить в отсутствие определенной информации, он должен был признать вероятность ее существования.

Каков же второй путь познания? Его можно назвать независимым умственным заключением. Аксиома: два плюс два равняется четырем. Органы чувств не имеют к данному познанию никакого отношения. Да, конечно: именно учитель в школе научил нас этим математическим истинам, дал нам возможность изобразить их на бумаге. Но вывод о сложении двух чего-то с двумя чем-то и о получаемом результате имеющий определенные знания человек может сделать сам, – пусть даже будучи слепым, глухим, немым, не имея чувства осязания и обоняния. Ведь разум человека в его абсолютном состоянии имеет дарованные ему первоначальные правила мышления, рассуждения.

Любой «нормальный» человек (т.е. не имеющий умственных или душевных отклонений, полученных по какой-то внешней причине) признает, что часть какой-либо вещи не может быть больше самой этой вещи. Или что любая вещь не может создать сама себя, так как для этого она должна уже существовать.

Подобные выводы элементарным образом будут сделаны человеком в своем мозгу – независимо от уровня его образования, от количества информации, полученной им на протяжении его жизни. Этот путь познания можно назвать логически-математическим.

Третий путь познания – достоверное известие. На чем основывается этот способ? Скажем так: все зависит от степени убежденности человека в достоверности источника информации, будь то один человек или группа людей.

Итак, получив информацию одним из трех указанных способов, человек проверяет ее, пытается понять, квалифицировать, сравнить с теми знаниями, которые хранятся в его памяти (т.е. с той информацией, которая ранее была получена и сохранена в его памяти). Именно после распределения полученной информации на ту, которая вызывает безусловную убежденность в ее истинности или ложности, или ту, в которой есть повод усомниться, человек сам для себя, внутренне издает вердикт: «В этом я убежден, в это я верю, а в этом я сомневаюсь».

Всевышний Аллах говорит о первом способе познания:

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом  оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей, – во всем этом знамения для разумных людей» (Коран, 2:164).

Аятов, призывающих к размышлению, – десятки, если не сотни. Многие из них заканчиваются словами: «Почему бы им не поразмыслить?» А что ждет тех, кто не использовал своих органов чувств или разума в поисках истины? Всевышний говорит:

«[Благословен тот], кто создал семь сводов небесных. В творении Милостивого ты не увидишь какой-либо несообразности. Погляди же окрест [и установи], есть ли [в творении] хоть какой-нибудь изъян. Потом обрати [вокруг] свой взор вторично: и возвратится он к тебе, растерянный и утомленный» (Коран, 67:3-4).
«Мы сотворили много джиннов и людей [, предназначив их] для ада. У них – сердца, которые не разумеют, глаза, которые не видят, уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Невежды они [в делах религии]» (Коран, 7:179).

Как вы поступите, если вас попросят привести пример достоверно известной информации, в которой вы уверены (без использования при этом умственного заключения или использования органов чувств, но только положившись на достоверность источника)? Например, спросят: были ли вы в Китае? Я – не был там, но я не сомневаюсь в существовании этой страны. Ведь слишком много информации из различных источников – миллионы людей, книги, газеты, телевидение, кино, рассказы – убеждает меня в невероятности той мысли, что существование этой мысли – вымысел. Точно так же я не сомневаюсь в том, что в ХХ веке произошла Вторая мировая война. Сомневаться в этом может лишь умалишенный, лицемерный лжец или абсолютно отрезанный от мира абориген в джунглях (хотя даже и он не мог бы, вероятно, не слышать о Гитлере и Сталине).

Этими примерами, я думаю, можно удовлетвориться. Здесь не имеет значения, разумны ли заключения или размышления. С их помощью невозможно ощутить, прочувствовать существование Китая или Бразилии. Органы чувств лишь способствовали передаче известия, но сама информация ими не воспринималась. В то же время в данном случае можно разумом разделить известия на те, которые заслуживают доверия, убеждения, сомнения или отвержения.

Думаю, на этом можно ограничиться определением основных способов познания.

Какова же связь между этой частью и темой о вере? Связь, на самом деле, решающая и определяющая. Поистине, человек должен, прежде всего, познать что-либо и лишь, затем уверовать в это.

 
Наши органы чувств дают возможность нам читать Вселенскую Книгу

Знайте, о люди, что именно своим зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием мы познаем великолепное разнообразие сотворенного мира. Гармония, являющаяся несговорчивым свидетелем, упрямо и безоговорочно свидетельствует о своем мудром и абсолютном хозяине.

Кто сотворил, тот и властвует. А наши органы чувств дают возможность нам читать эту Вселенскую Книгу. Книгу, подписанную ее «Автором».

Если вы аптекарь, то должны увидеть колоссальную по размерам и разнообразию аптеку этого мира. В ней – абсолютный порядок, классифицированное распределение всех лекарств и химических составов, из которых изготовляются эти лекарства. Каждая баночка, пробирка расставлены по определенному, нужному, последовательному порядку. В каждой баночке или пробирке находятся в строгом определенном количестве лекарства или химические препараты. Они мешаются друг с другом в строгих пропорциях, преподносятся в строго определенное время. Этот мир – как аптека, имеющая более четырех-пяти сотен тысяч видов живых организмов и растений. И каждый из этих видов является примером гармонического сочетания химических и органических веществ. Нет ошибки ни в пропорциях, ни в предназначении.

Если же вы – хозяин ткацкой фабрики, изготавливающей различные ткани и изделия из них (одежду, ковры и т.п.), то вы должны увидеть колоссальную фабрику с миллионами станков и механических узлов, работающих для обеспечения этого мира различными жизненно необходимыми материалами. Постоянно обновляется одежда нашей планеты, – строго в зависимости от сезона, времени года, климата, погоды на ней. Разве это не свидетельствует о полном взаимодействии этой планетной фабрики: ее «служащих», станков, конвейеров, сырья – с нуждами окружающей среды?

Если вы работаете на складе, в котором хранятся продукты питания, вам обязательно откроется истина о миллионах тонн хранимой на складах и в хранилищах пищи в различных ее состояниях. Сотни тысяч подвидов творений, живых существ, организмов постоянно нуждаются в пище и ее питательных веществах. Каждый из них хочет чего-то особенного, в особом приготовлении и виде доставленного на его «стол».

Кто же хозяин, успевающий управлять этим планетарным складом, где выдаются регулярные порции особой пищи, приготовляемой для каждого обитателя суши, воды и воздуха?

Вы военачальник? Знаете ли вы, что значит следить за порядком и боеготовностью в армии, состоящей из сотен миллионов военнослужащих? Их всех следует поместить в специальные помещения. Все они различны в зависимости от рода войск, звания и места службы. Разное питание, обмундирование, оружие, боеприпасы.

Взгляните вокруг себя. Что вы видите? Планетарную военную базу: защитные системы; полный контроль над морскими глубинами, сушей и воздухом. Объекты, обслуживаемые покорными главнокомандующему воинами, каждый из которых точно и профессионально выполняет свою миссию… Кто этот гениальный полководец, так устроивший взаимодействие и стабильность на своей военной базе?

Вы руководитель электростанции? Что вы видите, оглянувшись вокруг? Планета, похожая на один город, обеспечиваемый электроэнергией. Здесь, в планетарном пространстве, не происходит внезапных отключений, поломок, нехватки топлива. Кто следит за порядком и бесперебойной работой этой электростанции? Звезды, солнце, озоновый слой, атмосфера, скорость движения планет, их вращение по своим орбитам и вокруг своей оси… Кто все это контролирует?

Используя свои органы чувств, мы способны многое познать из книги Бытия. Что же касается логическо-математических принципов как основы мышления, то, думается, в данной работе не стоит углубляться в эту тему, можно только привести несколько примеров, наглядно свидетельствующих о важности правильного построения результативного мышления.

Важные принципы его:

• ничто не может ничего породить самостоятельно;

• не имеющий чего-либо не может дать это что-либо другому;

• две абсолютно взаимоисключающие друг друга вещи не могут одновременно существовать в одном месте;

• один из двух равных объектов не может перевешивать другой, не имея определенного внешнего перевеса;

• существование чего-либо, зависимое от существования его самого, невозможно. Отсутствие (несуществование) чего-либо, зависимое от отсутствия его самого, также невозможно.

 
Как же на практике человек использует третий путь познания в установлении своей веры?

Можно привести простой пример: чудеса Посланника Аллаха видели только его современники. Однако сотни свидетельств, переданных ими следующему поколению, затем тысячи свидетельств из поколения в поколение об этих деяниях Пророка, – таким образом информация о творимых им чудесах дошла до нас. Учитывая численность, честность и благородство, ум, интуицию как первого поколения, так и всех последующих, мы можем уверенно принять эту информацию как заслуживающую веры. Мы верим в правдивость этого известия.

Если же какое-либо известие передано, например, одним человеком или группой людей, и при этом известно о существовании мотивов ложного свидетельства или даже вымысла, то в подобном случае вы не поставите последнее известие водном ряду с теми, которые вызывают доверие. Иначе можно усомниться в вашей личной честности.

Или представьте такой момент: тысячи искренних последователей Пророка передают его учение, но они получили эти знания от посредника, стоящего между ними и Пророком. Посредник же этот по каким-то причинам явно проявлял вражду и ненависть в Пророку. Что же вы решите относительно переданного им известия? Воистину, слишком дорогой ценой заплачено за истину. Правда во все времена была дороже золота, серебра, алмазов и даже жизней.

Давайте снова посмотрим внимательно на окружающий нас мир. Только по-новому: позвольте глазам – показать, ушам – услышать, рукам – осязать. Размышляйте. Не соглашайтесь с привычным только потому, что оно привычно. Проведите экспертизу, жесткую ревизию в багаже правил и принципов, которыми вы руководствуетесь в своих размышлениях. Откажитесь от всего того, во что вы верили, будучи слепыми последователями определенных понятий, концепций. Ведь так считают ваши друзья, так вас учили в школе, в это верят все люди вокруг вас… Скажите мне: вы действительно считаете это доказательством?


Источник: газета «Арраид»

Об авторе
COM_CONTACT_IMAGE_DETAILS

Магистр шариатских наук. Имам мечети, шейх. Автор статей и монографий на различную исламскую и богословскую тематику. Родился в 1979 году в Новороссийске. Обучался в Симферопольском медресе, и потом - в Ливанском университете Дженан.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх