Улыбка – это милостыня
Printer Friendly, PDF & Email
25 December, 2013
Опубликовал: Islam.plus

 

  Хуррам Мурад (Khurram Murad)

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Нет ни одной человеческой души, для которой садака (милостыня) не является обязательной каждый день, в который восходит солнце».

(Люди) спросили: «О посланник Аллаха, откуда же нам взять садаку, которую мы стали бы подавать?» (На это) он сказал: «Поистине, врат благ имеется множество: (это и) прославление Аллаха, и восхваление Его, и возвеличение слов: «Нет бога, кроме Аллаха», и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и устранение с дороги того, что может принести людям вред, и объяснение сказанного глухому, и выведение на путь слепого, и указание тому, кто просит указаний, на то, в чем он нуждается, и (садакой для тебя будет) ты пойдешь к опечаленному, который просит о помощи, и если ты поможешь своими руками слабому, и все это – садака от тебя тебе же».

Также он добавил:

«Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака».

Любой, кто сталкивается с этим прекрасным высказыванием, должен задуматься над ним и сделать выводы. Этот хадис имеет две важные цели:

1. Пробуждение в человеческом сердце источника добродетели

2. Укрепление общества при помощи уз любви, заботы и братства 

Традиционно под милостыней принято понимать деньги или материальные вещи, которые в качестве помощи богатые дают бедным или сильные – слабым. В этом смысле понятие «милостыня» имеет чрезвычайно узкий смысл, его влияние на жизнь общества ограничено. 

Однако слова Пророка выводят это понятие из узких рамок и поднимают его на уровень духовный, где оно обретает новые безграничные интерпретации, исходя из того утверждения, что любое доброе дело – это милостыня, и обязанность давать ее лежит на каждом человеке. 

Что же такое милостыня? Недаром мы говорим «подавать милостыню». Так пусть же все, что мы «подаем», будет милостыней – даже улыбка брату. 

Милостыня имеет физическое и духовное измерения, которые сливаются в одно, так что подавая ее, человек может сказать: «прими эту монету», «прими эту помощь», «прими эту улыбку». 

Во всех случаях это действие исходит из глубины души, но мы не всегда осознаем его смысл. Благородный Пророк заставил нас задуматься над общей духовной сутью любого доброго поступка. Но Мухаммад (мир ему и благословение) хотел, чтобы мы не просто «знали». Знания самого по себе недостаточно. 

Он хотел, чтобы мы обратились к добру, добру, которое есть самим словом Божьим, и это слово превыше всего. Он хотел, чтобы каждый из нас опомнился, встрепенулся, начал действовать, чтобы дарить добро стало нашей привычкой, образом жизни, чтобы эта привычка переходила от человека к человеку и изменила лицо общества. 

Мудрость Пророка заключается в том, что он расширил представления о милостыне и добре так, что они становятся личным делом каждого человека. Когда понятия милостыни и добрых дел ограничиваются осязаемыми вещами или деньгами, многие люди считают, что не имеют возможности совершать гуманные поступки, и значительная часть их богатств остается невостребованной, никому не приносит пользу; никто не знает, как они прекрасны и изобильны. 

Благородный Пророк сам проявлял доброту и заботливость в отношениях с людьми, подобно внимательному отцу, заботящемуся о своих детях. Шаг за шагом он показывал людям путь и не уставал заниматься их проблемами, несмотря ни на какие препятствия. Поступая так, он подавал пример и завоевывал сердца. Поэтому совершал действия, которые являются эталоном милосердия, а потому мог сказать: 

«Улыбка в лицо твоего брата есть садака… перелить (набранную тобой воду) из своего ведра в ведро твоего брата есть садака» (удостоверено аль-Албани)

Есть люди, которые никогда не улыбаются, при встрече с другими у них даже не меняется лицо. Есть также такие, которым жалко поделиться даже водой, даже каплей дарованной Аллахом воды! Возможно, это злые люди, или какая-то болезнь у них внутри не дает забить источнику добра в их душе. 

Дело даже не в улыбке или капле воды. Смысл в самом акте дарения. Делясь чем-то, мы открываем двери своей души, в духовном смысле свободно и открыто протягиваем другому руку. Дарение – это позитивный акт, душа, которой движут позитивные устремления – это светлая, подвижная, активная душа, которая составляет разительный контраст с темной, скованной и слабой душой. 

Милостыня в узком осязаемом смысле делит людей на получателей и дарителей. Это разделение вызывает у получающих ощущение собственной слабости и даже неполноценности, а у дающих – чувство гордости и самодовольства. Нет ничего более пагубного для общества, чем подобное разделение. 

Но всеохватная исламская концепция милостыни, считающая таковой любые, даже очень маленькие, добрые дела, позволяет всем людям, богатым и бедным, испытать, что значит быть получающим, а что – дающим. Это указывает на еще один базовый принцип исламского мышления и поведения: жизненным мерилом являются не одни только материалистические или экономические стандарты, но вера, чувство, сострадание, в которых заключается сама суть человеческих отношений. 

Человечество всегда было ослеплено идеей накопления материальных благ и часто считает подобный материализм фундаментом жизни. Но общество, основанное на одних только экономических и материальных ценностях часто слишком черство и бездушно, и снедаемо завистью и ненавистью. 

Конечно, ислам не пренебрегает материальными потребностями человека. Более того, он уделяет им значительное внимание, но на этом не останавливается, ибо и жизнь не ограничивается только этим. Ислам расширяет горизонты жизни, поднимает ее на более высокий и важный уровень. Ибо ислам – это религия жизни во всей ее полноте. 

И отсюда берут начало связи веры, заботы и любви, царящие в обществе. Аллах говорит в Коране:

«Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их» (Коран, 8:63) 

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (аль-Бухари, Муслим) 

В этом заключается суть милостыни. Так давайте же встречать друг друга улыбкой. Это откроет замкнутые души, проникнет в глубину сердец, породит магнетическую связь в обществе. Перечитайте этот хадис еще раз. Почувствуйте, как он проникает в глубину души, саму суть бытия и наполняет сердце нежностью, чистотой, сиянием и красотой. 

Источник: OnIslam

 

Поделиться