Printer Friendly, PDF & Email
25 декабря, 2013
Опубликовал: Islam.plus

Его называют «аль-Китаб» (Книга). Он так хорошо известен и высоко почитаем, что когда мусульманин говорит о «Книге», понятно, что он имеет в виду священный Коран. Это книга книг, потому что это последнее и окончательное откровение Аллаха (Свят Он и Велик) человечеству. Это лучшая из речей, совершенное руководство, книга мудрости, которая останется в сохранности и неприкосновенности до Судного дня.

Обычно мусульмане украшают его страницы и обложку и всегда помещают его на самую высокую полку в своем доме, чтобы подчеркнуть его высокий статус. Большинство мусульман начинают самые важные дела в своей жизни с чтения его благословенных строк. Но когда его читают вслух, немногие из слушателей действительно внимательны к этим словам, еще меньше таких, кто их понимает. И совсем мало тех, кто обдумывает их значение и посвящает жизнь их изучению.

Человек никогда не откажется от вещей, необходимых для питания его тела, но сколько же людей на долгое время лишают себя того, что способно напитать их сердце и ум – священного Корана!

Знаменитый спутник Пророка (мир ему и благословение) Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Никому из вас не нужно спрашивать себя о чем-то, кроме Корана: если он любит Коран, он любит Аллаха, если Коран ему отвратителен, то ему отвратительны Аллах и его Посланник (мир ему и благословение)».

Таким образом, существует прямая взаимосвязь между нашими отношениями с Аллахом и нашими отношениями с Кораном. Потому что Коран – наш источник знаний о том, что действительно угодно и неугодно Аллаху (хвала Ему), о Его сущности и действиях. Он связывает нас с Аллахом, и поэтому Он повелел нам читать его каждый раз, когда мы совершаем молитву. Таким образом, тот, кто отвращается от Корана, фактически, отказывается от своей связи со Всемогущим Аллахом.

Если мусульманин на длительное время забывает о Коране, вера в его сердце начинает слабеть, он привыкает пренебрегать заповедями Аллаха, начинает забывать об обещанной Аллахом будущей жизни и вместо этого желает удовольствий в этом мире. Связь со Всемогущим Аллахом, которая дарует истинную жизнь сердцам людей, слабеет, его сердце оказывается в темном холодном подземелье, его обволакивает завеса грехов и туда уже не может проникнуть свет божественного руководства. Вот поэтому Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Если бы наши сердца были действительно чисты, мы никогда не пресыщались бы словами Аллаха».

В самой священной Книге предсказано, что наступит время, когда люди начнут отворачиваться от Корана. В суре «аль-Фуркан» Аллах говорит:

«Посланник сказал: "Господи! Мой народ забросил этот Коран"» (Коран, 25:30).

Ученые, изучающие тафсир (толкования Корана), имеют разные мнения о значении этого аята: о ком идет речь и что значит «забросил этот Коран». Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) говорит:

«Было сказано, что слова Посланника «Господи!» будут произнесены в Судный день».

Некоторые ученые считают, что этот аят относится ко многобожникам из Мекки, которые шумели и громко говорили, чтобы заглушить чтение Корана. Они делали это из страха, что тот, кто услышит Коран, будет поражен его великолепием, а также, чтобы выказать свою насмешку и пренебрежение к нему.

Поведав нам об их отношении к Корану, Аллах (слава Ему), говорит:

«Неверующие сказали: "Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения). Быть может, вы одержите верх". Мы непременно дадим неверующим вкусить тяжкие мучения и воздадим им за наихудшее из того, что они совершали»(Коран, 41:26-27)

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) утверждает, что это одна из форм оставления Корана, притом наихудшая. О других формах он говорит:

«Когда он читает им Коран, они говорят несообразное или разговаривают о чем-нибудь другом, как если бы они его не слышали. Это форма отказа от него, и неверие в него это тоже форма отказа, и пренебрежение размышлением над ним и пониманием его – это тоже форма отказа от него, забывание знаний о нем, неподчинение его наставлениям и уклонение от его запретов – это тоже разновидность отказа от него, переключение с него на что-либо другое, например, поэзию, или разговоры, или песни, или развлечения и пустословие, или следование путем, отличным от его пути – это тоже одна из форм отказа от него».

Из высказываний ученых мы видим, что оставление Корана может происходить на разных уровнях.

1. Худший уровень – это неверие в Коран и создание препятствий для того, чтобы его слушали другие, как это делали арабы-язычники из Мекки во времена Пророка (мир ему и благословение). 

2. Второй уровень – это отсутствие стремления к его посланию, как это бывает с очень многими людьми, в жизни которых Всевышний не занимает никакого места, и поэтому они не предпринимают никаких попыток узнать Его истинное откровение. 

3. Третий уровень оставления свойственен тем, кто верит в Коран, то есть, мусульманам, которые даже не слушают Коран. Слушанию отдается предпочтение перед чтением, потому что оно проще и не требует никаких знаний (правил чтения вслух) со стороны слушателя. Этот уровень оставления не значит, что в присутствии этих мусульман Коран никогда не звучит, он подразумевает, что когда Коран звучит, они не сосредотачиваются, не слушают его хотя бы из уважения. 

Те, кто оставил Коран таким образом, могут даже продолжать свои праздные разговоры во время чтения Корана, не испытывая ни стыда, ни смущения перед Аллахом (хвала Ему). Они могут даже шутить или громко смеяться во время чтения Корана, что полностью противоречит смиренному и созерцательному настрою, который Аллах заповедовал нам хранить во время чтения вслух Его слов:

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют» (Коран, 7:204). 

Еще одна разновидность оставления Корана на этом же уровне – когда во время прослушивания Корана мусульманин соблюдает тишину, но его мысли блуждают где-то далеко, он не задумывается над смыслом стихов. 

И еще худший уровень оставления – это слушание песен, музыки, поэзии, любой речи, вместо Корана. К чему это приводит, говорил Ибн Масуд:

«От поминания Аллаха в сердце растет вера, как от воды растет лук, а от песен в сердце растет лицемерие, также как от воды растет лук». 

4. Четвертый уровень оставления Корана – это уклонение от его чтения. Этот вид оставления объединяет тех, кто не делает попыток учить арабские буквы и звуки, чтобы иметь возможность читать Коран, а также тех, кто знает, как читать, но по невнимательности совершает много ошибок, неправильно произносит буквы, хотя умеет делать это правильно, не придерживается хотя бы основных правил чтения (тилаавах), читает слишком быстро, пропуская буквы и тому подобное. Это не относится к тем, кто делает ошибки на стадии обучения, нет греха на том, кто ошибается, но старается исправиться – наоборот, если чтение Корана дается человеку с трудом, но он все-таки читает, он получает двойное вознаграждение. 

Еще одна форма оставления относится к тем, кто использует Коран в мирских целях. Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды он проходил мимо человека, читающего Коран, и тот попросил за это плату, на что он привел услышанные им слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

«Кто бы ни читал Коран, пусть он просит за это вознаграждения у Аллаха, потому, что (когда-нибудь) будут люди, которые будут читать Коран и просить за это вознаграждения у людей». 

5. Пятый уровень оставления – это пренебрежение запоминанием Корана. Это может относиться тем, кто за всю свою жизнь выучил на память только небольшую часть Корана, а также к тем, кто знал Коран наизусть, но не повторял и позволил себе забыть его. 

Следующий хадис касается тех, кто вообще не заучивает ничего из Корана или заучивает очень мало. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Тот, в чьем сердце нет ничего от священного Корана, подобен заброшенному дому».

Тех, кто учил Коран, следующее повествование предупреждает о необходимости стараться, чтобы сохранить Коран у себя в памяти и в сердце. Как сообщает Абу Мусса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Сохраняйте священный Коран в ваших сердцах; клянусь Аллахом, в чьих руках находится жизнь Мухаммада, он уходит из памяти быстрее, чем верблюд сбегает с привязи».

Этот или любой другой вид оставления обычно происходит от непонимания ценности всего, что связано с Кораном. Кроме того, если бы молодой человек знал, как ему придется пожалеть о том, что он не воспользовался своими «золотыми» годами, когда все запоминается намного легче, то он ни на миг не медлил бы с тем, чтобы выучить Коран наизусть.

6. Оставление размышлений – это шестая стадия. Обычно она наступает из-за непонимания арабского языка. В достоверном хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение), говорит:

«Араб – тот, кто учит арабский».

Очевидно, что мусульманам арабского происхождения не принадлежит безраздельное право на арабский язык. Поэтому пренебрежение арабским языком указывает на пренебрежение пониманием Корана. И арабскому языку принадлежит первенство вовсе не из-за причин национально-этнического характера, а в силу того факта, что это язык священной Книги Аллаха.

На самом деле, Всемогущий Аллах доносит до нас в Коране, что Он явил Свою Книгу на арабском языке, чтобы облегчить ее понимание и запоминание. В суре «Йусуф» Аллах говорит, что значит:

«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (Коран, 12:2).

Поэтому тот, кто пытается выучить арабский язык, постепенно приобретает склонность и привычку к нему и лучше понимает Коран, а так, ближе к Корану – ближе к Аллаху.

7. Последний и самый опасный уровень оставления – это оставление практического применения Корана. Сущность этого вида оставления иллюстрирует следующий хадис, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит:

«… Коран свидетельствует либо за вас либо против вас».

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) трактует этот хадис так:

«[Это значит], что он принесет вам пользу, если вы будете его читать и жить по нему, иначе он будет аргументом против вас».

То есть, в День суда Коран будет доказательством или свидетельством против тех, кто ослушался Всемогущего Аллаха и не следовал путем, который Он обозначил в Своей священной Книге.

Сама цель слушания, чтения, запоминания, размышления над Кораном – в том, чтобы применять его заповеди в жизни, а значит неприменение его на практике – это самый серьезный уровень оставления. Те, кто не живет по Корану, потерпят поражение, и это правда, которая видна даже на примере народов и цивилизаций.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), говорил:

«С помощью этой книги Аллах вознесет некоторые народы, а другие унизит».

Этот уровень оставления, когда речь идет о народах, означает, что они руководствуются чем-то другим, а не Кораном.

Самый яркий пример того, как Коран превозносит народы, это пример Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его соратников. Жена Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что его характер напоминает сам Коран. В своей жизни он был совершенным и законченным воплощением заповедей Корана, и его сподвижники следовали его примеру, стараясь уподобиться ему по характеру. Благодаря его приверженности священной Книге Аллаха, за каких-нибудь 23 года кучка из сорока преследуемых и гонимых людей, выросла в самую могущественную силу на Аравийском полуострове.

Сегодняшних мусульман не нужно спрашивать, почему они живут в условиях унизительной действительности, несмотря на многочисленность и достаток общины. Чтобы решить свои проблемы, им не надо искать ответов где-то далеко – они есть в Коране.

Действительно, степени оставления Корана – это стадии деградации уммы и отдельных ее членов. Степени оставления размещены именно в этом порядке, потому что каждый новый уровень наслаивается на предыдущий, отчего проблема оставления нагромождается все больше и больше. Тому, кто не умеет читать, будет трудно запомнить Коран, и он будет чаще ошибаться. А тот, кем не руководит желание запомнить Коран, конечно, не склонен над ним размышлять. Тот же, кто не размышляет над Кораном, не сможет последовательно придерживаться его, сделав своим образом жизни.

Аллах говорит:

«К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем. Они не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем» (Коран, 43:36-37)

Источник: About Islam

 

Поделиться